Анализ результатов исследования
Страница 1

Проведя эмпирическое исследование, мы установили, что проживание с детьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, приводит к формированию созависимости у членов их семей в частности матерей.

В ходе теоретического исследования мы определили, что созависимые люди имеют поведенческие и личностные особенности.

В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что для созависимых матерей, в отличие от несозависимых женщин, более характерны истерические, паронаяльные, психастенические тенденции в поведении, депрессивность, ипохондрия и гипотония. Также у созависимых матерей преобладает внешний локус контроля и неадекватная самооценка с тенденцией к низкой. Представим результаты исследования в виде сводной таблицы 4.

Таблица 4

Сводная таблица результатов исследования личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей

Личностные характеристики

Созависимые

Несозависимые

Высокая выраженность шкал

Ипохондрии

10%

0%

Депрессии

10%

5%

Истерии

30%

0%

Паранояльности

35%

10%

Психастении

15%

0%

Гипотонии

15%

5%

Интернальность

25%

55%

Адекватная самооценка

30%

90%

Для определения достоверности различий в выраженности личностных особенностей у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и женщин, имеющих здоровых детей, мы использовали угловой коэффициент Фишера ц.

Результаты вычисления коэффициента представлены в таблице 5.

Статистический анализ показал, что существуют достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и не созависимыми матерями, имеющими здоровых детей в выраженности ипохондрии (ц=1,720, р≥0,05), истерии(ц=3,66, р≥0,01), Паранояльности (ц=2,28, р=0,05), психастении (ц=2,51, р≥0,01), экстернальности и интернальности (ц=1,97, р≥0,05), неадекватно-высокой (ц=1,72, р≥0,05), высокой (ц=2,93 р≥0,01), низкой (ц=2,9, р≥0,01) и неадекватно-низкой самооценкой (ц=3,31, р≥0,01), адекватностью самооценки в целом(ц=4,02, р≥0,01).

Таблица 5

Результаты статистического анализа различий в выраженности личностных характеристик у созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и матерей, имеющих здоровых детей по коэффициенту Фишера ц

Показатели

Шкала

Созависимые

Несозависимые

jэмп

%

j

%

j

Личностные особенности

Ипохондрии

10

0,544

0

0

1,720*

Депрессии

10

0,544

5

0,451

0,294

Истерии

30

1,159

0

0

3,66**

Паранояльности

35

1,266

10

0,544

2,28**

Психастении

15

0,795

0

0

2,51**

Гипотонии

15

0,795

5

0,451

1,08

Локус контроля

Интернальность

25

1,047

55

1,671

1,97*

Экстернальность

75

2,094

45

1,471

1,97*

Самооценка

Неадекватно-высокая

0

0

10

0,544

1,72*

высокая

10

0,544

45

1,471

2,93*

средняя

20

0,927

40

1,369

1,39

низкая

40

1,369

5

0,451

2,9**

Неадекватно-низкая

25

1,047

0

0

3,31**

Адекватная

30

1,159

90

2,432

4,02**

Неадекватная

70

1,982

10

0,544

4,547**

Страницы: 1 2


Психолого-педагогические особенности влияния родительских отношений на психическое развития детей дошкольного возраста
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др. Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие, то, ка ...

Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте яв­ляются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и с ...

Факторы, препятствующие личностному развитию.
Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает: 1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность по ...