Факторы, препятствующие личностному развитию.
Страница 1

Материалы » Идея развития личности в истории психологии » Факторы, препятствующие личностному развитию.

Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства может быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает:

1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии. Где купить цветы, магазины цветы РІ ростов РЅР° РґРѕРЅСѓ

2. Мы должны ожидать регрессию, если уменьшается прочность границ.

3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей.

Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.[28]

Глава 4: Сравнительная характеристика

Школа

Учёный

Представление о развитии личности

Критерии здоровой (в достаточной мере развитой ) личности

Факторы, способствующие личностному развитию и движущие силы развития

Факторы, препятствующие личностному развитию и возможные трудности на пути личностного роста

Психоанализ

З.Фрейд

Приспособление, адаптация к окружающей среде.

Здоровая (развитая) личность способна любить другого человека «ради него самого» и работать, стремясь создать нечто полезное и ценное.

Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. Основа развития личности – энергия Либидо. Успешное прохождение всех стадий психо-сексуального развития, использование в качестве психологической защиты сублимацию.

Фиксация (своего рода, застревание) на определённых стадиях психосексуального развития.

К.Юнг

Индивидуация.

Психика имеет врожденное стремление к целостности, к достижению единства сознания и бессознательного

Имеющая баланс и порядок в душе, реализующая индивидуальные уникальные паттерны собственного развития, познающая себя, развивающая свою самость

Раскрытие, познание и интеграция различных частей психики, развитие самости.

На пути индивидуации возможны следующие препятствия: идентификация с одной из частей психики (персона), игнорирование, непризнание своей неприятной стороны (тени), опасность быть поглощённым коллективным бессознательным, раздувание эго, Возможная потеря контроля

А.Адлер

Сущность психологического развития: в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

Черты здоровой личности: Конструктивное стремление к превосходству, плюс сильный социальный интерес и кооперация. Реализуется через работу, дружбу и любовь.

Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Самосознание и контроль над своей судьбой (Свобода).

Обстоятельства, связанные с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность, которые порождают в итоге искажённый взгляд на мир и пагубный стиль жизни

Э.Эриксон

Каждый человек, в течение всей жизни, проходит 8 стадий развития, на каждой из которых возможен, как положительный, так и отрицательный результат.

Успешный выход из каждой стадии, характеризующийся балансом и равновесием. (индивидуален для каждого из 8 этапов развития.)

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Переход осуществляется или не осуществляется автоматически, в зависимости от успешности прохождения предыдущей стадии.

Несбалансированность, негибкость, чрезмерность на выходе стадий развития

Гуманистическая школа

А.Маслоу

Развитие – это процесс становления человека человеком через движение вверх по иерархии потребностей к самоактуализации (полному и творческому применению своих способностей), развитие каждого человека в своём индивидуальном и неповторимом стиле.

Основные характерные черты самоактуализирующихся людей: креативность, свободный взгляд на жизнь, непосредственность, смелость и упорная работа

Восемь способов, ведущих к самоактуализации:

1.Выбор роста

2.Самопознание (познание своей истинной природы, своей сути)

3. Честность и ответственность за свои действия

4. Концентрация

5. Суждение (понимание что наиболее правильно для себя)

6. Саморазвитие

7. Вершинные переживания 8. Отсутствие защит

Фрустрации физиологических и психологических потребностей, а так же:

негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить непродуктивное поведение

давление группы, которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям

внутренние «защиты», мешающие человеку понять самого себя.

К.Роджерс

Врождённое стремление к полной самоактуализации. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению. Рост возможен и является главной целью любого организма.

Обладает здоровой «Я-концепцией», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

Отсутствие, умение справляться с препятствиями, встающими на пути развития.

Искажение восприятия из-за «ложного образа я», растущее несоответствие между видением себя и реальностью

К.Левин

Расширение зоны личностного пространства путём включения в неё новых регионов. Развитие- это не прекращающаяся жизненная динамика.

К.Левин не формулирует понятия здоровой личности. Тем не менее, осмелюсь предположить, что здоровой личностью в рамках теории поля можно считать человека с широким, подвижным и высоко дифференцированным жизненным пространством, способным к дальнейшему развитию.

Увеличение широты жизненного пространства

растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства

растущую организацию жизненного пространства

изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Препятствиями на пути личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства

Д.Келли

Естественный процесс для каждого человека, преодоление себя, путём изменения конструктов и, вытекающих из них нынешних возможностей.

Д.Келли не рассматривает такого понятия. Однако можно предположить, что здоровая личность имеет эффективные, гибкие конструкты, проявляется творчески в формировании новых конструктов, посредством чего открывает для себя новые горизонты бытия в мире.

Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир.

Угроза, страх и тревога. А так же чрезмерная жёсткость, фиксированность, негибкость уже имеющихся конструктов, которая подавляет творческие проявления.

Страницы: 1 2


Психология осужденного
Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации - восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее пове ...

Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической ф ...

Взаимосвязь адаптации и конфликтности. Определение адаптации, и её виды
Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический. Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (температуры, атмосферному давлению, влажности, освещенности), а также к физическим и химическим изменениям ...