Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта.

Материалы » Конфликты » Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте яв­ляются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. Существует точка зрения, что в зависимости от степени напряженности отношений выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта. www.transpodepth.ru

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1)предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации). Осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2)конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное про­тиводействие, завершение конфликта);

3)послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из “пионеров” в облас­ти разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня разви­тия конфликта:

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляю­щие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкнове­нии – расширение круга причин, вызывающих ссоры, умень­шение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис­-окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стра­тегию разрешения конфликтов, и их предупреждения.

В любом случае для возникновения межличностного конф­ликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взгля­дах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участ­ников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

Например, вопрос лидерства в учебной группе между ученика­ми. Для возникновения конфликта необходим повод, который ак­тивизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей сторо­ны. В приведенном примере поводом может послужить негатив­ное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.

Функции межличностного конфликта.

Межличностный конфликт выполняет множество разнообраз­ных функций. Выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта:

К конструктивным функциям относят:

·познавательную (появление конфликта выступает как сим­птом неблагополучных отношений и проявления возник­ших противоречий);

·функцию развития (конфликт является важным источ­ником развития его участников и совершенствования про­цесса взаимодействия);

·инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

·перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачива­ющие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участ­никами).

Деструктивные функции конфликта связаны:

·с разрушением существующей совместной деятельности;

·с ухудшением или развалом отношений;

·с негативным самочувствием участников;

·с низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия.


Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе с детьми
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами. Приемы, используемые для «разогрева» или настройки ребенка. Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказкой, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты ...

Факторы, препятствующие психологическому развитию.
Личность может с успехом выйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным. Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии. Однако человек, развивший несбалансированное чувство доверия, легко может утратить связь с реальностью, так же как и человек, парализованный крайним недоверием. ...

Средний школьный возраст.
В этом возрасте, называемым переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л.С. Выготский, это существенно изменяет сферу интересов ребенка. В переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых впечатлений ...