Память. Ее виды, функции и методы развития
Страница 1

Материалы » Память. Направленность личности » Память. Ее виды, функции и методы развития

Биологическая память

Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память.

Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции– генетическая память. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

С генетической памятью тесно связана иммунологическая, которая проявляется в способности иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел.

Неврологическая память - совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта). Неврологическая память использует не только собственные специфические механизмы, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида. Поэтому в неврологической памяти выделяют генотипическую (врождённую) память. Именно она у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, различных форм врождённого поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и выживаемости вида.

Память человека

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. "Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком" (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.

Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, т.к. в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.

Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы развития (П.П. Блонский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже). Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

Страницы: 1 2 3 4


Введение.
Идея развития личности является одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса, разрабатывалось своё видение данного вопроса. Исследование разных взглядов на идею развития позволяет составить комплексное представление о подходах к пониманию дан ...

Насилие над детьми.
Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма ограниченные права: в прошлые века отцы и матери могли осуществлять почти неограниченный контроль за действ ...

Цикл ориентировка – выбор – исполнение
Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка — выбор — исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситу ...