Стресс. Основные понятия
Страница 1

Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д.; к психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до100 баллов.

Таблица 1

Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека

Смерть партнера

100

Развод

73

Разлад в супружеской жизни/разрыв

65

Тюремное заключение

63

Смерть близкого члена семьи

63

Серьезная травма или заболевание

53

Продолжение таблицы 1

Брак

50

Потеря работы

47

Примирение и другие перемены в семейной жизни

45

Выход на пенсию

45

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

44

Беременность

40

Появление нового члена семьи

39

Перемена места работы

39

Изменение в финансовом состоянии

37

Крупный долг

31

Перемена в ответственности по месту работы

29

Уход сына или дочери с родного дома

29

Перемена в условиях жизни

25

Смена привычек

20

Перемена школы

19

Смена отдыха

18

Мелкий долг

17

Перемены, связанные со сном и режимом дня

16

Перемены в привычном образе питания

15

Отпуск

13

Праздник

12

Проступок (штраф за проезд без билета)

11

Страницы: 1 2


Конгруентность и неконгруентность
Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюде ...

Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте
Особенности развития мышления подростков. В предыдущих параграфах мы уже упоминали о том, что для подростка всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способ устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он п ...

Общение, как психологическая проблема
Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл транс­формации общения как аспекта культуры в ...