Стресс. Основные понятияСтраница 1
Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная температура (жара, холод) и т.д.; к психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).
Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.
Проиллюстрируем это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до100 баллов.
Таблица 1
Степень тяжести влияния жизненных событий на психику человека
Смерть партнера |
100 |
Развод |
73 |
Разлад в супружеской жизни/разрыв |
65 |
Тюремное заключение |
63 |
Смерть близкого члена семьи |
63 |
Серьезная травма или заболевание |
53 |
Продолжение таблицы 1
Брак |
50 |
Потеря работы |
47 |
Примирение и другие перемены в семейной жизни |
45 |
Выход на пенсию |
45 |
Изменение в состоянии здоровья члена семьи |
44 |
Беременность |
40 |
Появление нового члена семьи |
39 |
Перемена места работы |
39 |
Изменение в финансовом состоянии |
37 |
Крупный долг |
31 |
Перемена в ответственности по месту работы |
29 |
Уход сына или дочери с родного дома |
29 |
Перемена в условиях жизни |
25 |
Смена привычек |
20 |
Перемена школы |
19 |
Смена отдыха |
18 |
Мелкий долг |
17 |
Перемены, связанные со сном и режимом дня |
16 |
Перемены в привычном образе питания |
15 |
Отпуск |
13 |
Праздник |
12 |
Проступок (штраф за проезд без билета) |
11 |
Конгруентность и неконгруентность
Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюде ...
Особенности развития и диагностики мышления в подростковом
возрасте
Особенности развития мышления подростков.
В предыдущих параграфах мы уже упоминали о том, что для подростка всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способ устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире – в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он п ...
Общение, как психологическая проблема
Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л.С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в ...