Конгруентность и неконгруентность

Материалы » Теория личности » Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюдение внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом.

Конгруентность хорошо соответствует дзен - буддийской формуле: « Когда я голоден , я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

Неконгруентность имеет место, когда есть различие между сознаванием, опытом и сообщением об опыте. Если человек явно сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), но при этом говорит, что совершенно не сердится: если люди, что прекрасно проводят время, когда на самом деле они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это неконгруентность. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Неконгруентность между сознаванием и опытом называется вытеснением (repression). Человек просто не осознает, что он делает.

Неконгруентность между сознаванием и коммуникацией означает, что человек не выражает то, что он в действительности думает, чувствует или переживает. Такого рода неконгуентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Неконгруентность может ощущаться как напряжение, тревога, в более серьезном случае – как внутреннее замешательство.

Неконгруентность проявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения », «Я не знаю, чего хочу», «Я никогда не могу остановиться чем-нибудь определенным». Путаница возникает в различных стимулах, которые к нему приходят.

Различие своих побуждений и возможность опираться на различные чувства в различные моменты действительно может представлять проблему. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справится с ней, может порождать тревогу.


Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии
В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяков и другие) считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решен ...

Тестирование
Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные. Тесты выполнения отдельных работ. Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождение для водителей, прослушивание для музыкантов, тесты по машинописи и т. п. Кандидатов просят продела ...

Агрессивность, ее проявления в деятельности
Хэммок и Ричардсон провели двухэтапное исследование с целью изучения связи между выбором конфликта в качестве реакции на возникшую проблему и агрессивным поведением. Они предположили, что люди, которые, по собственным же словам, зачастую прибегают к конфликту, провоцирующему и раздражающему другого человека (например, стремясь «показать ...