Конгруентность и неконгруентность

Материалы » Теория личности » Конгруентность и неконгруентность

Конгруентность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюдение внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом.

Конгруентность хорошо соответствует дзен - буддийской формуле: « Когда я голоден , я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

Неконгруентность имеет место, когда есть различие между сознаванием, опытом и сообщением об опыте. Если человек явно сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), но при этом говорит, что совершенно не сердится: если люди, что прекрасно проводят время, когда на самом деле они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это неконгруентность. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Неконгруентность между сознаванием и опытом называется вытеснением (repression). Человек просто не осознает, что он делает.

Неконгруентность между сознаванием и коммуникацией означает, что человек не выражает то, что он в действительности думает, чувствует или переживает. Такого рода неконгуентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Неконгруентность может ощущаться как напряжение, тревога, в более серьезном случае – как внутреннее замешательство.

Неконгруентность проявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения », «Я не знаю, чего хочу», «Я никогда не могу остановиться чем-нибудь определенным». Путаница возникает в различных стимулах, которые к нему приходят.

Различие своих побуждений и возможность опираться на различные чувства в различные моменты действительно может представлять проблему. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справится с ней, может порождать тревогу.


Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем
Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он гот ...

Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня. Наиболее часто используемый инструмент ...

Подход Скиннера к психологии
Большинство создателей теорий личности (персонологов) работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал ...