Теоретическая часть. Понятие о воображении (фантазии)
Страница 1

Материалы » Возрастные особенности воображения » Теоретическая часть. Понятие о воображении (фантазии)

В психологической литературе изучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественных учёных.

По определению П.Я. Гальперина воображение - это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образа предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений (восприятий). Оно представляет собой часть сознания личности и с этой точки зрения является способом овладения человеком сферой возможного будущего, придающим его деятельности целеполагающий и проектный характер. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе его деятельности. Представление ожидаемого результата деятельности с помощью воображения есть одно из коренных отличий человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных.

Воображение выражается:

В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.

В создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределима.

В продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.

В создании образов, соответствующих описанию объекта (3). Для понимания соотношения воображения с другими психическими процессами целесообразно привести высказывания Я.Л. Коломинского, в котором автор предлагает разделять психические процессы по функциям:

Восприятие и ощущения - сбор конкретных впечатлений об окружающем мире.

Память - точное сохранение накопленного материала.

Воображение и мышление - преобразование полученных данных (мыслительная деятельность).

Учёный отмечает также различия мышления и воображения. В частности, с помощью мышления мы обобщенно и опосредованно отражаем окружающий мир в виде мыслей и суждений, выраженных в словах. Результатом воображения, как процесса создания новых образов, на основе ранее воспринятого является образ. Различие результатов относительно: ведь любой, даже самый фантастический образ отражает реальную действительность, а в продукте мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отклонение от видимой, непосредственной реальности.

Мыслительная деятельность имеет разные степени произвольности. Это зависит от уровня неопределённости проблемной ситуации, полноты или дефицита информации, содержащейся в исходных данных задачи (4).

На важные для более глубокого понимания психологической сущности воображения и памяти различия указывает известный психолог Б.М. Теплов. Так, он считает память представлением, являющимся воспроизведением прошлого восприятия, а воображение - созданием (комбинированием) и воспроизведением никогда ранее не воспринимаемых образов. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями элементов действительности.

Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, не строги, и в этом ограниченность воображения.

Ранее считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлечёнными понятиями. Но в последнее время обозначился другой подход к представлению воображения, как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

Воображение человека сформировалось в процессе активной деятельности. Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность, создаёт новые вещи, необходимые для удовлетворения его потребностей. Наличие сознательной цели при этом обязательно; человек заранее представляет результат своего труда (те вещи или те изменения в них, которые он желает получить) (6).

Страницы: 1 2


Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников: Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь ...

Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе
В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему психологической готовности ребенка к школе. Обследование психологической готовности к школе у д ...

Насилие женщин над мужчинами. Основная особенность насилия.
Особенность отношений между мужем и женой в подверженных вспышкам насилия семьях заключается в том, что женыв них также могут быть нападающей стороной. Обычно они оказываются менее предрасположенными к физическому насилию по сравнению с мужчинами, но тем не менее временами способны демонстрировать явную агрессивность. Подобное случаетс ...