Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
Страница 1

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Психологическое сопровождение адаптации первоклассника

Существуют две позиции относительно задач психолога в период адаптации первоклассников:

Активно-упреждающая – психолог с первых дней отслеживает любые нарушения и пытается помочь в каждом их этих случаев индивидуально или целым группам детей. Основной принцип – лучше пораньше предупредить, чем работать с запущенным случаем. НО – здесь слишком велико исходное влияние психолога. www.transportine.ru

Работа по заявкам педагогов и родителей – психолог в первые недели лишь наблюдает за первоклассниками, а работает в тесном сотрудничестве с учителем преимущественно по его заявкам. Основной принцип в этом случае – в идеале ребенок должен сам найти свои индивидуальные конструктивные пути адаптации к новым условиям деятельности.

Общий алгоритм основных этапов психологического сопровождения адаптации:

– Сбор «пакета проблем» и заявок (личные наблюдения, заявки педагогов и родителей; данные первичных психолого-педагогических консилиумов – обычно на 3-4 неделе адаптации).

– Психодиагностическое обследование (индивидуальное или групповое)

– Разработка программ консультирования, коррекции и развития

– Проведение запланированных мероприятий

– Использование результатов деятельности (проведение групповых и индивидуальных консультаций, организация психолого-педагогического консилиума, участие в родительских собраниях, работа с отдельными детьми)

– Анализ эффективности проделанной работы, подготовка соответствующего отчета.

Можно выделить следующую классификацию причин школьной дезадаптации младших школьников. Такая классификация помогает выявить ведущие состояния родителя и ребенка в общей картине их дезадаптивных проявлений. Следует отметить, что часто у родителя и ребенка можно наблюдать признаки сразу нескольких, если не всех состояний, но в данный момент на консультативном приеме на первый план обычно выступает одно, которое и подлежит проработке.

Помимо учета психологического состояния важной задачей начального этапа обследования является определение основных факторов дезадаптации ребенка. Для первичной ориентации используется классификация выделенных в литературе форм школьной дезадаптации младших школьников, представленная в таблице 1, а также классификация случаев обращения родителей, включающая следующие основные группы.

Таблица 1. Классификация выделенных в литературе форм ПШД младших школьников

Форма

Характерное недоразвитие

Первичный запрос

Возможные причины возникновения

I Форма

Несформированность навыков учебной деятельности

Плохая успеваемость по всем предметам

Особенности уровня интеллектуального развития ребенка

педагогическая запущенность

невнимательное отношение родителей и/или учителя

II Форма

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте

Стремление родителей "инфантилизировать" ребенка

психологическая неготовность к школе

разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома

III Форма

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость

Особенности семейного воспитания при отсутствии первичных нарушений в 2-х формах:

- потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);

- доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми)

IV Форма

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность)

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Минимальная мозговая дисфункция

общая соматическая ослабленность

особенности семейного воспитания: "тепличные" условия жизни ребенка

Страницы: 1 2 3 4


Психодинамическое направление в теории личности психоаналитическая теория З. Фрейда
Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности. Задачи : сформировать представление об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда. об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах ...

Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора риска.
Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее результативным. Как выяснилось, решающую роль при этом сыграла модель выбора риска (risk-taking model) Y.W. Atkinson. (57) Эта модель восходит к семейству теорий «ожидаемой ...

Карл Густав Юнг
Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Индивидуация означает становление единого, цельного существа, Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“[3] Индивидуация — естест ...