Введение
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Мы постоянно сталкиваемся с ними на работе, учебе, дома, являясь важнейшей детерминантной человеческой активности, они, разумеется, давно обратили на себя внимание педагогов и психологов. Наверное, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в коллективе люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель коллектива согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций.
Огромное количество времени уходит на разрешение различного рода конфликтов. Каждому человеку необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Само слово «конфликт» содержит ответ. От латинского слова в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает день для эффективной работы любого коллектива необходимо каждому современному руководителю и управляющему персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию, а процесс эффективной адаптации значительно уменьшит возникновение конфликтов.
Цель работы
: доказать что в процессе адаптации студентов конфликтных ситуаций будет больше.
Объектом исследования является:
взаимоотношения между студентами в процессе их адаптации в вузе.
Предметом исследования является:
конфликты во взаимоотношениях в период адаптации студентов.
Гипотеза:исходя из объекта исследования, можно предположить, что конфликтных ситуаций будет намного больше в процессе адаптации.
Для реализации выдвигаемой гипотезы были поставлены следующие задачи:
- подобрать, проанализировать, систематизировать психолого -педагогическую литературу по данной проблеме.
- проанализировать процесс становления основных систем отношений между студентами.
- подобрать и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
В данной работе методологической основой
является:
Методика диагностики социально-психологическогой адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – о процессе адаптации, о структуре межличностных отношений, а также исследования уровня конфликтности в малых группах, и оценка способов реагирования в конфликте.
В качестве же внешнего, объективного критерия адаптации использовался показатель эффективности учебной деятельности - экзаменационные оценки за первую сессию.
Методы исследования:
1. Эмпирические: наблюдение, диагностика социально психологической адаптации, тест «оценка уровня конфликтности личности», тест «оценка способов реагирования в конфликте», беседа, ранжирование данных, сравнение.
2. Метод обработки экспериментальных данных: анализ, графическое отображение научной информации.
Этапы исследования:
I этап - выбор темы исследовании, поиск и изучение материалов по данной проблеме, отбор необходимого материала и составление плана II этап – теоретический анализ материалов, систематизирование литературы по данной проблематики, разработка общей концепции исследования.
III этап - проведение экспериментального исследования студентов на 1 и 2-ом курсах специальности « ПиП».
Теоретическая значимость работы заключается в следующем: проанализировать, обобщить и систематизировать материал психолого-педагогических исследований, посвященных изучению развитию и протеканию конфликтов в процессе адаптации.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и кураторами студенческих групп в процессе адаптации студентов в вузе.
Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном
коллективе. Методика и
цели диагностики степени реагирования в конфликтной ситуации в классном
коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации,
В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №32 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся
8-ых классов.
Учащимся было предложено выполн ...
Методика “Сравнения понятий”.
С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения.
Ход выполнения задания.
Метод заключается в том, что испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в ...
Организация исследования
Для проведения психологического обследования граждан, поступающих на военную службу по контракту, в Тульском областном военкомате, имеется:
· кабинет для проведения индивидуальной беседы;
· класс для группового обследования на 20 посадочных мест, соответствующий ГОСТ;
· стимульные бланки методик: «S-тест», «Установление закономерност ...