Функции и специфика общения

Материалы » Психология общения » Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

- адресат – субъект общения;

- адресат – кому направлено сообщение;

- сообщение – передаваемое содержание;

- код – средства передачи сообщения, канал связи;

- результат – то, что достигнуто в итоге сообщения.

По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:

- контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

- информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;

- побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

- координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

- функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;

- амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

- функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

- функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.


Типология личности
Юнг внес большой вклад в исследование психологических типов личности. Его книга «Психологические типы» - плод его двадцатилетней работы. Юнг выделил восемь типологических групп. В основе классификации – две личностные установки: экстраверсия - интроверсия и вторая ось - четыре психических функции: мышление, ощущение, чувство, интуици ...

Деловая беседа как форма управленческого труда
под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. Разнообразны формы деловой беседы. К ним можно отнести и ми ...

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».
Результаты тестирования представлены в таблице 2 № Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 20 22.2 12.6 2 Иван П. 21 3 Ирина М. 15 4 Анна С. 12 5 Арина И. 18 6 Андрей К. 26 7 Иван М. 23 8 Софья ...