IV стадия. Школьный возраст (Латентная)

Материалы » Теория личности » IV стадия. Школьный возраст (Латентная)

Четвертая стадия развития длится от 6 до 12 лет («школьный возраст») и называется, по Эриксону, временем «психосексуального моратория». Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые сексуальные влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания.

В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Школа в систематическом виде приобщает ребенка к знаниям о будущей трудовой деятельности, культуре, формирует трудолюбие.

На этой стадии ребенок учится любить учиться. Этот период жизни ребенка характеризуется возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте сублимируются в стремление получать новые знания и навыки и быть успешным.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается трудолюбие, чувство компетентности, умелость, способности к творчеству. Формирование этих качеств у ребенка сильно зависят от уровня школьной успеваемости.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствуют выработке у него чувства неполноценности

. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Ребенок ощущает на себе влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Опасность этой стадии – возможность появления чувства неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда, рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Чувство неполноценности также может развиться в том случае, если ребенок обнаруживает, что его пол, раса, религия или социальное положение, а вовсе не личные качества и уровень знаний, определяют его значимость для других.

Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности, и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эгоидентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.


Концепция Р. Блейка и Д. Мутона
Наибольшую популярность среди поведенческих концепций лидера получила модель управленческой решетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственный стиль лидерства. Эта концепция подхода к эффективности руководства, представляющая собой модификацию теории Мак-Грегора, принадлежит Роберту Блейку и Джейн Мутон. Они построили решетк ...

Методы подбора персонала. Биографический (резюме)
Первый метод – это работа с резюме и документами кандидата. Если резюме написано самим кандидатом, отношение к такой «самохарактеристике» должно быть самым критическим. «Отличное владение иностранным языком» может не соответствовать действительности (а иногда даже сам текст такого резюме на иностранном языке содержит большое количество ...

Опросник Басса- Дарки
Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психол ...