Выводы и практические рекомендации

¾ Личностный преморбид подростков экспериментальной группы, страдающих на момент проведения исследования психическими расстройствами различной нозологической принадлежности представлен следующими преобладающими типами акцентуаций характера: астено-евротической в 29% случаев, шизоидной в 21% случаев, циклоидной в 14% случаев и лабильной в 12%. Реже встречаются психастеническая (7%), эпилептоидная (6%), истерическая (6%) и сенситивная (5%) типы акцентуаций характера.

¾ Акцентуация характера, выступающая в качестве преморбидного фона душевной патологии, как правило, сочетается с признаками, указывающими на наличие социальной дезадаптации. Лидирует по данному параметру сенситивная, шизоидная и истерическая типы акцентуаций.

¾ Акцентуация характера, предрасполагающая к развитию психических расстройств в подростковом возрасте, в 66% случаев сочетается с признаками, указывающими на наличие депрессивного состояния. Наиболее ярко данное явление наблюдалось у подростков с астено-невротическим типом акцентуаций (86%), шизоидным типом (69%) и сенситивным в 61% случаев.

¾ Дискордантность черт характера является значимым преморбидным признаком, который в сочетании с определенным типом акцентуации характера существенно повышает риск негативного прогноза в отношении развития душевной патологии. Так в рамках циклоидного типа акцентуации характера данный феномен наблюдался в 50% случаев, а при шизоидной акцентуации в 42% случаев. В целом же в рамках всей популяции исследуемых подростков дискордантность наблюдалась в 17% случаев.

¾ Результат катамнестического изучения когорты подростков, переведенных за период с 2004-2005 гола до 2010 года в группах диспансерного наблюдения позволяет сделать вывод о том, что циклоидная и шизоидная типы акцентуаций характера в особенности при сочетании с дискордантностью черт характера являются достоверно значимыми предрасполагающими факторами для развития психических расстройств. При этом циклоидный тип акцентуации характера имеет тенденцию к трансформации в шизоидный при развитии душевного заболевания, что не противоречит теоретическому положению отечественной подростковой психиатрии о том, что циклоидный тип существует лишь в рамках акцентуации характера.


Теоретические основы формирования психических и моторных функций у дошкольников с аномалиями физического развития. Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторн
Детский церебральный паралич – это заболевание объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. ...

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В соответствующем разделе возрастной психологии в ...

Диагностика состояний и свойств личности
Для экспериментального исследования профиля личности мы применили Опросник FPI. Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в связи с исследованиями, проводимыми факультетом психологии ЛГУ по договору о научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В этой работе также принимал участие венгерский психолог Ф. Короди. Ли ...