Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
Страница 1

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)

Материал: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка — найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов.

Инструкция «Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху (внизу), и покажи ее мне. Давай сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка на картинках для примеров.)

Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху (внизу), и покажи мне ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении 1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая».

Обработка результатов. Для подсчета результатов следует воспользоваться таблицей «правильных ответов»:

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

2

3

4

5

6

1

2

3

3

5

4

7

8

9

10

11

12

5

1

4

4

2

1

Ребенок, отвечавший дольше среднего нормативного времени и с меньшим количеством ошибок, считается рефлексивным, ребенок с более коротким временем ответа и большим количеством ошибок — импульсивным. Оставшиеся варианты: быстрые — аккуратные дети (точные) и медленные — неточные.

Нормативы

Возраст

Тип

Время ответа

Количество ошибок

1—2-е классы

Рефлексивный

Импульсивный

Точный

Медленный-неточный

≥21

≤10

< 10

> 21

< 7

≥24

< 24

≥ 7

3-й класс

Рефлексивный

Импульсивный

Точный

Медленный-неточный

≥ 30

≤ 9

< 9

> 30

< 5

≥ 11

< 11

≥ 5

3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан

Ее специфика состоит в том, что испытуемый должен оценивать не наличие симптома тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги.

Высоко тревожные дети (высокая ЛТ) склонны чаще и более эмоционально реагировать на ситуации, воспринимаемые ими как угрожающие, по сравнению с низко тревожными детьми, то есть, СТ у них возникает чаще и сильнее выражена.

Стандартизация опросника была проведена на городских школьниках. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4).

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «В» – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации, общения.

Наряду с общим показателем тревожности, опросник позволяет оценить разные ее виды – школьную, самооценочную, межличностную и магическую. ШРЛТд состоит из двух подшкал, которые могут использоваться самостоятельно или обе вместе. Подшкала СТ состоит из 20-ти суждений-вопросов. Опрашиваемый выбирает один из трех вариантов каждого суждения, который наиболее точно отражает его состояние в данный момент. Например: «Я очень расстроен», «Я расстроен» или «Я не расстроен». В зависимости от выбранного варианта ответа каждое суждение может быть оценено в 3, 2 или в 1 балл (больший балл получает более тревожное суждение).

Страницы: 1 2 3 4


Большие и малые группы. Проблема группы в социальной психологии
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопр ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. нево ...

Методы нормализации состояния в стрессовой ситуации
Бывает, что мы находимся внутри стрессовой ситуации, и от нашей способности «держать себя в руках» и не поддаваться на провокации со стороны собеседника зависит исход деловых переговоров. Психолог Наталия Раннала предлагает следующие методы работы над своим состоянием, выполнить которые несложно после некоторой тренировки: · по возможн ...