Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем

Материалы » Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания » Проективная сказка в психодиагностике семейных проблем

Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Причем часто утаиваются наиболее важные события, в искаженном виде освещаются значимые отношения. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй [62, c. 280].

К.-Г. Юнг полагал, что сказки помимо всего прочего содержат мифологию, которая складывается у ребенка в отношении сексуальных процессов. Чары поэзии сказок продолжают действовать и на взрослого; в его бессознательном остаются жить старые детские теории. Таким образом, миф, сказку можно рассматривать как общее обезличенное сновидение и трактовать их с позиций аналитической психологии, используя принятые в психоанализе значении символов [65, c. 50].

Б. Беттельхейм подчеркивал, что сказочные мотивы часто встречаются в сновидениях взрослых. У них сказка играет важную роль не столько в сознании, сколько в бессознательном, так как они полагают, что давно забыли те истории, которые им так нравились в детстве.

Х. Дикман обнаружил целый ряд совпадений данных биографии, внутренних обстоятельств и проблем людей с сюжетом их любимой сказки. Нередко несчастья сказочного героя представляют собой скрытые наказания за его сексуальные отношения. Поэтому сказка бывает переполнена символами, возникающими в период полового созревания. Она указывает путь усвоения и оформления загадочных, неизвестных явлений, представляющихся по началу опасными и отвратительными [62, c. 281].

Рассказывание сказок для установления контакта с детьми впервые использовал Р. Гарднер. Он предлагал детям рассказывать истории, которые они должны были сочинять экспромтом тема не задавалась. Нельзя было описывать то, что ребенок видел или читал, а также то, что происходило с ним или его знакомыми на самом деле. Затем Гарднер сам придумывал историю, в которой участвовали те же персонажи, что и в истории пациента. Принципы анализа были таковыми.

1. отделение нетипичных элементов повествования от стереотипных, обусловленных возрастом.

2. оценка эмоциональных реакций человека во время рассказа.

3. выявление основного персонажа, представляющего автора рассказа.

4. определение персонажей, отражающих различные, нередко конфликтные свойства личности автора.

5. исследование образов и действий, отражающих родительско-детские отношения.

6. оценка общей атмосферы рассказа [15, c. 20].

Большое значение Гарднер придавал названию, которое человек дает своему рассказу, а также окончанию повествования. Сочиняя ответную историю, он предлагал человеку в метафорической форме различные варианты решения символически заявленной в его рассказе проблемы, помогал осознать разнообразие путей решения и выбрать оптимальный [62, c. 282].

Сказка способствует более глубокому пониманию родительско-детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.

Варианты проведения сказкотерапии разнообразны. Как при индивидуальной, так и групповой терапии возможно рассказывание оригинальных или известных историй, придумывание им новых концовок. Авторство сказок может быть коллективным или персональным. Психолог может задавать тему, может сам рассказывать сказку целиком или только начинать ее. При необходимости психолог вмешивается в повествование с целью повернуть сюжет в нужное с коррекционной точки зрения русло. Возможно разыгрывание историй по ролям с использованием песка, игрушек, кукол [62, c. 283].

К. Бремс называет технику рассказывания историй уникальной, прекрасно отвечающей терапевтическим целям.

Использование сказкотерапии в психодиагностике и коррекции семейных проблем в последние годы развивается и в нашей стране.

Далее мы поговорим о том, какие психологические игры применяются в коррекции семейных проблем.


Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодоле ...

III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, Эриксон назвал «возраст игры». Соответствует фаллической стадии по Фрейду, длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. По мнению Эриксона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание своей половой принадлежности и стремление занять ...

Введение.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системны ...