Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название |
Что измеряется? |
Тип методики |
Особенности методики |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) |
Основные характеристики школьной адаптации: Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие |
Стандартизованная программа наблюдения |
Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) |
Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации |
2 части – анкета «Что тебе нравится в школе? 2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. | |
Диагностика эмоциональных нарушений |
тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. | ||
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций |
Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе | ||
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией |
Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. |
Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости | |
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией |
Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
Методика “логико-количественные отношения”.
Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. Все задачи представлены в таблице (см. материал к методике).
В каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами “А” ...
Выводы
Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их ...
Психологические особенности
воли. Определение понятия «воля»
Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном с ...