Диагностика школьной дезадаптации
Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.
Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название |
Что измеряется? |
Тип методики |
Особенности методики |
СПА-1 (по Э.М. Александровской) |
Основные характеристики школьной адаптации: Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие |
Стандартизованная программа наблюдения |
Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) |
Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации |
2 части – анкета «Что тебе нравится в школе? 2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. | |
Диагностика эмоциональных нарушений |
тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. | ||
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций |
Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе | ||
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией |
Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. |
Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости | |
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией |
Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.
Опиатные наркотики
К опиатам относят природные алкалоиды снотворного мака (морфин, кодеин и другие препараты), полусинтетические производные данных алкалоидов (героин) и синтетические обезболивающие вещества со сходным механизмом действия (метадон). Некоторые из опиатов широко используются в медицинской практике как обезболивающие средства (морфин, промед ...
Акцентуация характера как предрасполагающий фактор
развития психических расстройств в подростковом возрасте
Формирование акцентуаций характера в основном происходит в подростковом возрасте. Черты характера в этот период жизни выражены ярко. При повзрослении они сглаживаются под влиянием опыта. При акцентуациях характера отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного род ...
Методология и методы социально-психологического исследования
Любое исследование, поясняет в своем учебнике А.Л.Журавлев, начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических ...