Диагностика школьной дезадаптации

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Диагностика школьной дезадаптации

Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня.

Наиболее часто используемый инструментарий

Тип диагностики, название

Что измеряется?

Тип методики

Особенности методики

СПА-1 (по Э.М. Александровской)

Основные характеристики школьной адаптации:

Успешность УД;

Усвоение норм поведения

Контакты;

Эм.благополучие

Стандартизованная программа наблюдения

Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов

Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой)

Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации

2 части – анкета «Что тебе нравится в школе?

2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе.

Диагностика эмоциональных нарушений

тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др.

Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций

Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе

Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией

Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п.

Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости

Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией

Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др.

Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.


Концепция личности К.К. Платонова (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В которой выделял следующие подструктуры: · ...

Методы побуждения к удачам.
Огромное значение приобретают те методы и способы, которые используются для побуждения к удачам. Так, если мы побуждаем наших учеников с помощью жестких требований, угроз, наказаний, то результаты не будут положительными: контроль и наказание, как правило, формируют мотивацию избегания неудачи, а не достижения успеха. Существенный фак ...

Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохр ...