Диагностика школьной дезадаптации

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Диагностика школьной дезадаптации

Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня. www.psychologyrise.ru

Наиболее часто используемый инструментарий

Тип диагностики, название

Что измеряется?

Тип методики

Особенности методики

СПА-1 (по Э.М. Александровской)

Основные характеристики школьной адаптации:

Успешность УД;

Усвоение норм поведения

Контакты;

Эм.благополучие

Стандартизованная программа наблюдения

Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов

Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой)

Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации

2 части – анкета «Что тебе нравится в школе?

2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе.

Диагностика эмоциональных нарушений

тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др.

Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций

Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе

Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией

Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п.

Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости

Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией

Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др.

Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.


Человек как открытая информационная система.
Как известно, каждый человек представляет собой открытую информационную систему. Информация из внешнего и внутренних миров поступает через «входы» — сенсорные каналы (анализаторы): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и т.д. При переработке в нашей нервной системе информация существенно трансформируется, она может иска­жаться, ...

Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (Дж. Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (Приложение 7): Субтест «Истории с завершением» Таблица 8. Показатели выраженности способности к познанию поведения у младших школьников, во ...

Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей ''являются обычным делом для школы". Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты ме ...