Диагностика школьной дезадаптации

Материалы » Особенности адаптации первоклассников к школе » Диагностика школьной дезадаптации

Цель психодиагностического обследования уточнение существующих проблем, перевод заявок педагогов, родителей и детей в русло психологической терминологии. В данном возрасте важно не проводить дольше 25 – 35 минут единовременно. Либо освобождать для этих целей (при групповом обследовании) 1 – 2 дня. www.psychologyrise.ru

Наиболее часто используемый инструментарий

Тип диагностики, название

Что измеряется?

Тип методики

Особенности методики

СПА-1 (по Э.М. Александровской)

Основные характеристики школьной адаптации:

Успешность УД;

Усвоение норм поведения

Контакты;

Эм.благополучие

Стандартизованная программа наблюдения

Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов

Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой)

Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации

2 части – анкета «Что тебе нравится в школе?

2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе.

Диагностика эмоциональных нарушений

тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др.

Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций

Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе

Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией

Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п.

Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости

Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией

Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др.

Далее на этой основе уточняется проблема и разрабатывается план дальнейшей работы. Возможные варианты – развивающие и коррекционные программы, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов.


Психофизиологическая характеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых) Аффект неадекватности. Проявляется в ф ...

Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Понятие насилия и агрессии. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти.
Агрессия является одной из примитивных стратегий поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/. В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в ...

Развитие наркомании в России
Развитию наркомании в России способствовало появление многих свобод, среди которых наркотики. Кроме того, в ходе афганской войны десятки тысяч солдат употребляли наркотики. И возвратившись с неё, они продолжали это делать. К концу восьмидесятых уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 50 ...