Представления о волевых качествах

Развитие воли у подростков » Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства  

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы  

Борьба

и выбор

мотивов

Решение  

Осуществление решения

Сильная

воля  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные  

Обоснованные

и быстрые  

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Настойчивость  

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные  

Очень

стойкое  

Упрямство  

Объективно-

неоправданная  

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Податливость

Легко

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

Легко

меняется

Различное  

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные,

иногда

чрезмерные  

Быстрые, но

не всегда

обоснованные  

Четкое и

устойчивое  

Стойкое  

Нерешитель-ность  

Тоже  

Тоже  

Длительные  

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует  

Слабоволие  

Нечеткое,

со слабым

стремлением  

Нечеткие  

Незавершенные  

Без

стремления

к его

выполнению

Нестойкое  

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.


Младший школьный возраст.
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка Под влиянием предъявляемых к нему требований (по некоторым подсчетам уже в первых классах их 37), начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным ...

Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин
Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности. Му ...

Факторы, препятствующие психологическому развитию.
«Хотя, в принципе, самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения)» [20] Поскольку самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей, она является слабейшей потребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрации основных потребност ...