Представления о волевых качествах
Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
Волевые свойства |
Цель и стремление к ней |
Возможности и мотивы |
Борьба и выбор мотивов |
Решение |
Осуществление решения |
Сильная воля |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные |
Обоснованные и быстрые |
Обоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
Настойчивость |
Отдаленная, с интенсивным стремлением |
Нормальные |
Очень стойкое | ||
Упрямство |
Объективно- неоправданная |
Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением |
Необоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое | |
Податливость |
Легко меняющаяся |
Определяются внушающим влиянием других лиц |
Легко меняется |
Различное | |
Внушаемость |
Отсутствует |
Дается извне |
То же | ||
Решительность |
Четкое осознание цели Интенсивное стремление |
Достаточные, иногда чрезмерные |
Быстрые, но не всегда обоснованные |
Четкое и устойчивое |
Стойкое |
Нерешитель-ность |
Тоже |
Тоже |
Длительные |
Отсутствует или часто меняется |
Отсутствует |
Слабоволие |
Нечеткое, со слабым стремлением |
Нечеткие |
Незавершенные |
Без стремления к его выполнению |
Нестойкое |
А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.
Система регуляции поведения личности
Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Социализация личности, регулирование ее социального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:
социальная позиция;
социальная роль;
соци ...
Результаты исследования и их интерпретация
Результаты, полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3.
Рис.1. Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд)
Как видно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнем самопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чаще несли отрицател ...
Проблемы в общении со сверстниками и учителем.
Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. Индивидуал ...