Представления о волевых качествах

Развитие воли у подростков » Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства  

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы  

Борьба

и выбор

мотивов

Решение  

Осуществление решения

Сильная

воля  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные  

Обоснованные

и быстрые  

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Настойчивость  

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные  

Очень

стойкое  

Упрямство  

Объективно-

неоправданная  

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Податливость

Легко

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

Легко

меняется

Различное  

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные,

иногда

чрезмерные  

Быстрые, но

не всегда

обоснованные  

Четкое и

устойчивое  

Стойкое  

Нерешитель-ность  

Тоже  

Тоже  

Длительные  

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует  

Слабоволие  

Нечеткое,

со слабым

стремлением  

Нечеткие  

Незавершенные  

Без

стремления

к его

выполнению

Нестойкое  

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.


Негативные формы поведения в дошкольном возрасте
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в ко ...

Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность ...

Как родители влияют на образ «Я» ребенка
Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ «Я». Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребен ...