Представления о волевых качествах

Развитие воли у подростков » Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

Волевые

свойства  

Цель

и стремление

к ней

Возможности

и мотивы  

Борьба

и выбор

мотивов

Решение  

Осуществление решения

Сильная

воля  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные  

Обоснованные

и быстрые  

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Настойчивость  

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные  

Очень

стойкое  

Упрямство  

Объективно-

неоправданная  

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

мнением

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Стойкое  

Податливость

Легко

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

Легко

меняется

Различное  

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

То же

Решительность  

Четкое

осознание

цели

Интенсивное

стремление

Достаточные,

иногда

чрезмерные  

Быстрые, но

не всегда

обоснованные  

Четкое и

устойчивое  

Стойкое  

Нерешитель-ность  

Тоже  

Тоже  

Длительные  

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует  

Слабоволие  

Нечеткое,

со слабым

стремлением  

Нечеткие  

Незавершенные  

Без

стремления

к его

выполнению

Нестойкое  

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.


Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия; 1) созидающие (способствуют развитию новых положительных качеств); 2) тормозящие (помогают исправить поведение, побуждая преимущественно о ...

Словарик по теме
Анима ( лат. душа) –бессознательная женская сторона личности мужчины. Персонифицируется в сновидениях образами женщин. Идентификация с Анимой делает мужчину сверхчувствительным, утратившим мужественность. Анимус (лат. дух) – бессознательная мужская сторона личности женщин. Идентификация с Анимусом делает женщину жесткой и самоуверенно ...

Словарик по теме
Гиперкомпенсация . Форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими, что указывает на наличие комплекса превосхо ...