Методы изучения общения и взаимоотношений в дошкольной группе

Материалы » Основные положения психологии детства » Методы изучения общения и взаимоотношений в дошкольной группе

НАБЛЮДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественным и качественным анализом и интерпретацией данных.

Фиксирование может осуществляться в специально заготовленных бланках (протоколах) с помощью пишущих средств, а также по возможности технических средств (видеокамера, магнитофон и т. п.).

Наблюдение, в котором целью исследования является определение статуса личности в системе межличностного общения с помощью фиксирования количества контактов в группе, называют контактометрией.

Уровень общительности можно оценить и опросными методами (оценка уровня общительности Ряховского).

Социометрия

Для изучения межличностных отношений в группе используется метод социометрии. Данный метод был разработан Морено, а адаптирован для детского сада Я.Л. Коломинским. Социометрию можно проводить с детьми 4 лет. Детям предоставляется право выбрать 3 человек из группы, по результатам выбора заполняется социоматрица, социограмма и определяется социометрический статус ребенка в группе – звезда, популярный, непопулярный, изолированный.

По данным социометрии проводится коррекционная работа для формирования благоприятных взаимоотношений в группе и повышения статуса ребенка в группе.


Конструктивный альтернативизм
Конструктивный альтернативизм – основа теоретических взглядов Келли. Конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных взглядов, которые были ...

Стиль жизни
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте 4 или 5 лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям Кон ...

Эмпирическое исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника. Организация исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника
Объектом данного исследования является мотивация младших школьников. Предмет исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников. Цель исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формиров ...