Формирование благоприятного психологического климата класса
Страница 2

Материалы » Психологический климат » Формирование благоприятного психологического климата класса

Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого - “оживить” портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки - и монолог за изображенного на портрете.

Чувство другого.

Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться - всею три раза подряд.

“Телепатия”.

Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2 - 3 метров. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого - всем своим существом почувствовать второго.

Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.

Пересказ.

Предварительно ребятам дается задание: подготовить трехминутное выступление на произвольную тему. После того как выступления подготовлены, задействованные в упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из них произносит подготовленную речь, которую второй участник парного взаимодействия должен внимательно выслушать, с тем, чтобы после окончания выступления за 30 секунд пересказать все то основное, что в нем было. “Жюри” из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заключение - коллективное обсуждение упражнения.

В конце формирующего эксперимента в качестве инструмента для проведения исследования по выявлению улучшения психологического климата классного коллектива была использована методика “эмоционально-психологический климат” Карповой Г.А. Суть метода: подростки оценивают по полярным шкалам свой класс и отношения между одноклассниками.

Мной были сравнены полученные данные до и после эксперимента. На основе данных были выделены классы с наиболее благоприятным психологическим климатом (5-Б, 10-А - экспериментальные) и класс с наименее благоприятным климатом (10-Б - контрольный).

Анна Васильевна, классный руководитель 10-Акласса выделила следующие слагаемые работы над созданием благоприятного климата в классе:

- находить общие интересы, которые объединили бы всех;

- на основе интересов организовывать общие дела;

- не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

- если есть “свободная минутка” стараться проводить ее вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

Интервью у учеников 10-Б класса (с наименее благоприятным климатом) показало, что:

- часть из них занимают позицию, когда за психологический климат классного коллектива отвечает только преподаватель: уход от участия в решении проблем;

- часть ребят считают, что надо как можно больше времени проводить вместе – это будет способствовать улучшению положения;

- было высказано мнение о необходимости доброжелательнее относиться друг к другу;

- при возникновении конфликта решать его мирным путем;

- и незначительная часть ребят высказалась за более терпимое отношение к чужому мнению одноклассников;

- стремление понять тех, кто является в коллективе изгоями.

Страницы: 1 2 


Базальная тревога: этиология невроза
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Сл ...

Исследование конфликтности личности
Актуальность исследования В наше время одна из основных проблем взаимоотношений между людьми заключается в повышенной конфликтности у детей и взрослых. Это часто происходит из-за недостаточного воспитания детей и самоконтроля взрослых. Цель исследования - выявить предрасположенность личности к конфликтному поведению Объект исследован ...

Конструктивный альтернативизм
Конструктивный альтернативизм – основа теоретических взглядов Келли. Конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных взглядов, которые были ...