Формирование благоприятного психологического климата класса
Страница 1

Материалы » Психологический климат » Формирование благоприятного психологического климата класса

В качестве экспериментальных групп по улучшению психологического климата я выбрала 5-Б и 10-А классы.

Для формирования благоприятного климата классов я выбрала апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.

Мнения.

Это упражнение я применяла на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все дети по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено, и в этом варианте стать методом коррекции поведения детей. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, описанному В. Тендряковым в повести “Ночь после выпуска”, я рекомендовала неприятные характеристики оформлять метафорически - “волк-одиночка”, “ежик в тумане” и другие.

Интервью

. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Я контролировала, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия я предлагала им отвечать с частичной откровенностью или “в маске” - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” оказалось интервьюирование “в ролях”: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.

Видение других

.

a.

Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.

b.

Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.

Мимика и жесты.

В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

a.

Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);

b.

Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).

Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.

Варианты выполнение задания:

1. Только при помощи жестов;

2. Только при помощи мимики;

3. При помощи и мимики, и жестов.

Двойной диалог.

Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога - 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).

Инсценировка.

Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (басня “Ворона и Лисица”). Один из них - “режиссер” - должен объяснить второму - “актеру” - трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия “режиссера”.

Театр.

Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (сказка “Репка”) и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте “Репки” я предлагала участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они “тащили удивительную репку”). После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Живая картина.

Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача - “оживить” картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.

Оживший портрет.

Страницы: 1 2


Информационный подход к конвективному развитию в подростковом возрасте.
В отличие от Пиаже, сторонники информационного подхода обращают главное внимание на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность, размышлять о мыслях, формировать стратегии и планировать. В результате появления этих новых когнитивн ...

Теоретическая часть. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...

Опыт А.С. Макаренко и современная педагогика о проблеме психологического климата группы. Личность и коллектив
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др. Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосяз ...