Формирование благоприятного психологического климата класса
Страница 1

Материалы » Психологический климат » Формирование благоприятного психологического климата класса

В качестве экспериментальных групп по улучшению психологического климата я выбрала 5-Б и 10-А классы.

Для формирования благоприятного климата классов я выбрала апробированный в Украине групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.

Мнения.

Это упражнение я применяла на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все дети по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено, и в этом варианте стать методом коррекции поведения детей. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, описанному В. Тендряковым в повести “Ночь после выпуска”, я рекомендовала неприятные характеристики оформлять метафорически - “волк-одиночка”, “ежик в тумане” и другие.

Интервью

. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Я контролировала, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия я предлагала им отвечать с частичной откровенностью или “в маске” - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” оказалось интервьюирование “в ролях”: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха. Это интервью стало прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями.

Видение других

.

a.

Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.

b.

Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.

Мимика и жесты.

В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

a.

Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);

b.

Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).

Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.

Варианты выполнение задания:

1. Только при помощи жестов;

2. Только при помощи мимики;

3. При помощи и мимики, и жестов.

Двойной диалог.

Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога - 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).

Инсценировка.

Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (басня “Ворона и Лисица”). Один из них - “режиссер” - должен объяснить второму - “актеру” - трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия “режиссера”.

Театр.

Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (сказка “Репка”) и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте “Репки” я предлагала участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они “тащили удивительную репку”). После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Живая картина.

Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача - “оживить” картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.

Оживший портрет.

Страницы: 1 2


Факторы, препятствующие психологическому развитию.
Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеют свои корни в попытках преодолеть чувство неполноценности, которое приводит к все увеличив ...

Основные тезисы индивидуальной психологии
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ран ...

Проблема неверных обобщений как артефактных выводов
Ошибки на пути к конечным обобщениям приводят к формулировкам неверных, или артефактных, выводов. Артефактные выводы могут быть следующего характера: 1) неверный вывод из-за неверных статистических решений. Например, исследователь может "проглядеть", что нужно отвергнуть как экспериментальную, так и контргипотезу и необходим ...