Типология работников
Еще с детства каждый из нас предпочитает либо больше думать, либо отдает предпочтение общению или практическим делам. Это предопределяет и выбор книг, фильмов, занятий. При узкой направленности на интеллектуальные, коммуникативные или практические ценности формируется определенный психологический тип.
Существуют следующие характеристики типов поведения личности: мыслитель, собеседник и практик.
Для «мыслителя» характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят - «не от мира сего».
«Собеседник» имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими.
«Практик» терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.
Легче всего тип личности определяется при решении трех видов задач: мыслительных, коммуникативных и практических. При этом «мыслитель» предпочтет интеллектуальные задачи, для чего прочтет специальную литературу, самостоятельно продумает варианты решения. «Собеседник» ту же информацию получит в общении с другими людьми. А «практик» без размышлений и обсуждений сразу приступит к делу, либо организует для его выполнения других. Оптимальный же вариант гармонического развития каждого из нас - это хорошая выраженность всех трех компонентов структуры личности.
Трехкомпонентная типология людей обнаруживается в выборе профессии, успехе в той или иной сфере деятельности и удовлетворенности ею. Человек практического типа выбирает профессии, связанные с производственной деятельностью, руководством людьми. В этом выражается его потребность в преобразовании окружающей действительности, включая и управление людьми (класс преобразующих специальностей по классификации Е.А. Климова). Человек эмоционально-коммуникативного типа чаще выбирает профессии, требующие эффективного общения (например, подготовка и повышение квалификации кадров), чаще участвует в работе различных общественных организаций. «Познающий» предпочитает умственную деятельность (проектирование, конструирование, научно-исследовательские работы). Конечно, нет профессий, в которых абсолютно преобладает только интеллектуальная или только коммуникативная или же сугубо преобразовательная функция. Каждая работа требует и осмысления, и обсуждения, и практического воплощения. Вот почему в любой профессии необходимы все три компонента. И наибольшего успеха в любой деятельности достигает та личность, у которой в достаточной степени развиты все три компонента поведения – и это немаловажно при подборе персонала.
Перечень контрольных заданий
1. Бизнес в России как социально-значимая сфера деятельности.
2. Российское общество и бизнес – особенности взаимовосприятия.
3. Экономическая социализация.
4. Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов.
5. Социально-психологический портрет российского бизнесмена.
6. Хозяйственно-экономическая функция и особая духовно-эко ...
Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие
ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...
Основные параметры трех стилей управления
Параметры стилей управления
Виды стилей управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
1. Принятие решения и определение задач
Лично руководителем
С учетом предложений подчиненных
Одобрение и согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения
Приказ, категоричное требование
Совет, ...