Типология работников

Еще с детства каждый из нас предпочитает либо больше думать, либо отдает предпочтение общению или практическим делам. Это предопределяет и выбор книг, фильмов, занятий. При узкой направленности на интеллектуальные, коммуникативные или практические ценности формируется определенный психологический тип.

Существуют следующие характеристики типов поведения личности: мыслитель, собеседник и практик.

Для «мыслителя» характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят - «не от мира сего».

«Собеседник» имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими.

«Практик» терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.

Легче всего тип личности определяется при решении трех видов задач: мыслительных, коммуникативных и практических. При этом «мыслитель» предпочтет интеллектуальные задачи, для чего прочтет специальную литературу, самостоятельно продумает варианты решения. «Собеседник» ту же информацию получит в общении с другими людьми. А «практик» без размышлений и обсуждений сразу приступит к делу, либо организует для его выполнения других. Оптимальный же вариант гармонического развития каждого из нас - это хорошая выраженность всех трех компонентов структуры личности.

Трехкомпонентная типология людей обнаруживается в выборе профессии, успехе в той или иной сфере деятельности и удовлетворенности ею. Человек практического типа выбирает профессии, связанные с производственной деятельностью, руководством людьми. В этом выражается его потребность в преобразовании окружающей действительности, включая и управление людьми (класс преобразующих специальностей по классификации Е.А. Климова). Человек эмоционально-коммуникативного типа чаще выбирает профессии, требующие эффективного общения (например, подготовка и повышение квалификации кадров), чаще участвует в работе различных общественных организаций. «Познающий» предпочитает умственную деятельность (проектирование, конструирование, научно-исследовательские работы). Конечно, нет профессий, в которых абсолютно преобладает только интеллектуальная или только коммуникативная или же сугубо преобразовательная функция. Каждая работа требует и осмысления, и обсуждения, и практического воплощения. Вот почему в любой профессии необходимы все три компонента. И наибольшего успеха в любой деятельности достигает та личность, у которой в достаточной степени развиты все три компонента поведения – и это немаловажно при подборе персонала.


Виды общения
Выделяю следующие виды общения: А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Б) Примит ...

Исследование волевых качеств старших дошкольников. Организация и процедура обследования
Исследование по изучению волевых качеств проводилось на базе ДОУ № 52 среди воспитанников 2-й старшей группы, в группе 26 человек, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков. При выполнении диагностических методик необходимо выполнять несколько основных правил, без которых результаты исследования не будут достоверными: 1 ...

Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт В начале изучения темы следует обратиться к истории появления и развития бизнеса в России. Затем подойти к определению самого понятия бизнес. Давая определение понятию бизнес с целью избежать его смешения с близкими понятиями, выделим основные отличия бизнеса от сходных видов деятельности. ...