Виды воображения
Страница 2

Значение воссоздающего воображения имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видел и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и, делая его знания конкретными и живыми, открывает его к опыту других людей.

На вопрос: "Что же нужно для развития здорового воображения?" можно ответить словами Б.М. Теплова: "Чтение художественной литературы - лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его". При этом учёный отмечает, что беглое чтение с целью узнать, "что случится дальше", - не только не развивает воображение, а, наоборот, приучает его бездействовать.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это неотъемлемая сторона художественного, технического и иного творчества. Таково воображения писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т.д. Причём "творческое воображение процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение", - утверждает автор (6, с.121). Он выделяет следующие характеристики творческого воображения:

─ объективная новизна, если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей.

─ субъективная новизна, если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными (6, с.125).

Кроме того, творческое воображение нередко выступает, как "временно исполняющий обязанности " логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений - как бы "вычёрпывает" знания из предметов и явлений. Логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путём. А если информации мало, и добыть её невозможно, включаются и помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных "строительных лесов", до тех пор пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности. Так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в искусстве и литературном творчестве.

Страницы: 1 2 


Эрик Эриксон
Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития ...

Акцентуация характера как преморбидный фон развития психопатологических проявлений у подростков. Условия, определяющие возрастное своеобразие психических расстройств, специфика подросткового возраст
Охарактеризуем роль возрастного фактора. Разный возраст ребенка имеет неодинаковое значение для возникновения тех или иных психических расстройств, но период психобиологического развития, каковым является детство и «подростничество», оказывается в этом отношении наиболее уязвимым. Психическое развитие у детей вообще происходит неравном ...

Простые аналогии
В большинстве предложенных пар испытуемый довольно легко и быстро нашел различия и сходства. Однако в некоторых парах он никак не мог определить, чем схожи предметы - это в большей степени касается более сложных ("маленькая девочка - большая кукла") и более абстрактных ("обман - ошибка") понятий. За указанием на обще ...