Виды воображения
Страница 2

Значение воссоздающего воображения имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видел и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и, делая его знания конкретными и живыми, открывает его к опыту других людей.

На вопрос: "Что же нужно для развития здорового воображения?" можно ответить словами Б.М. Теплова: "Чтение художественной литературы - лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его". При этом учёный отмечает, что беглое чтение с целью узнать, "что случится дальше", - не только не развивает воображение, а, наоборот, приучает его бездействовать.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это неотъемлемая сторона художественного, технического и иного творчества. Таково воображения писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т.д. Причём "творческое воображение процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение", - утверждает автор (6, с.121). Он выделяет следующие характеристики творческого воображения:

─ объективная новизна, если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей.

─ субъективная новизна, если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными (6, с.125).

Кроме того, творческое воображение нередко выступает, как "временно исполняющий обязанности " логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений - как бы "вычёрпывает" знания из предметов и явлений. Логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путём. А если информации мало, и добыть её невозможно, включаются и помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных "строительных лесов", до тех пор пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности. Так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в искусстве и литературном творчестве.

Страницы: 1 2 


Общее представление о комплексе неполноценности
Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "челов ...

Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний.
В работе Hoppe (67), посвященной «успеху и неудаче», понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Под этим понятием в исследовании мотивации имеется в виду, во-первых «… сообщаемую экспериментатором испытуемому целевую установку по отношению к уже известной, более или ме ...

Факторы, способствующие контакту
Установление контакта – главная задача первой фазы общения. Установить контакт – значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе. Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренно ...