Виды воображения
Страница 1

Согласно взглядам П.Я. Гальперина, существует "много видов воображения, так как воображение - это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи" (3).

Деятельность воображения делится, как и у любого другого психического процесса, на произвольную и непроизвольную, в зависимости от меры сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. Воображение в этом случае соответственно имеет активный или пассивный характер.

Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности человека. Оно присутствует в процессах мышления и восприятия, в волевых и эмоциональных процессах, как фактор, ответственный за построение образа. Пассивное (непроизвольное) воображение актуализируется прежде всего в сновидениях. Кроме того, существует особый, промежуточный вид воображения - грёзы (мечты), а так же художественное воображение в разных видах искусства.

Рассмотрим подробнее репродуктивное воображение как яркий пример произвольной деятельности воображения. Суть этого процесса - в восстановлении конкретного образа наличной ситуации по тем сведениям или информации, которая сообщается субъекту. "Значит, в этом случае человек не должен выдумывать, а должен только получить представление о полученных данных?", - спрашивает П.Я. Гальперин, - и сам отвечает,- "Нет!" (3). На самом деле такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более "коварны", что большей частью они остаются скрытыми. В качестве примера П.Я. Гальперин приводит ситуацию, когда мы как будто воспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Этот пример важен для практики обучения умению читать карту, то есть умению строить представление о местности по карте. Кажется, что просто представить себе ландшафт нетрудно, если есть указатели. Но все-таки, чтобы хорошо пользоваться картой, необходимо перевести её в конкретный образ. Поэтому детей необходимо учить, какие условные обозначения, что представляют и чем являются в реальной природе.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действий. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой отстрочено (3).

В психологическом словаре под редакцией С.Ю. Головина указанны виды активного воображения. Здесь надо отметить, что деление, на виды, конечно, условно, так как один из видов содержит части другого. Речь идёт о воображении, воссоздающем и творческом, имеющем как и другие психические процессы аналитико-синтетический характер (5).

Воссоздающее воображение развёртывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Особую роль оно играет в науках объекты, которых не могут быть знакомы из собственного опыта. Часть воссоздающего воображения - техническое воображение, необходимое в деятельности "техников", которым по чертежам приходится "видеть" (представлять) машину. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Страницы: 1 2


Психологический анализ конфликтной ситуации в классном коллективе
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей ''являются обычным делом для школы". Наверно основные поводы конфликтов между учениками - зависть, грубость, хамство, жестокость, озлобленность, агрессивность. Наиболее часто конфликты происходят в 8-9 классах в так называемый переходный возраст. Конфликты ме ...

Акцентуация характера как преморбидный фон развития психопатологических проявлений у подростков. Условия, определяющие возрастное своеобразие психических расстройств, специфика подросткового возраст
Охарактеризуем роль возрастного фактора. Разный возраст ребенка имеет неодинаковое значение для возникновения тех или иных психических расстройств, но период психобиологического развития, каковым является детство и «подростничество», оказывается в этом отношении наиболее уязвимым. Психическое развитие у детей вообще происходит неравном ...

Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонник ...