Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»
Страница 3

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»

Мак-Кендлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе. [5, С. 61].

Выделение описательной и оценочной составляющих в Я-концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции элементы установки можно описать следующим образом:

1) Когнитивный элемент Я-концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.

2) Оценочный элемент Я-концепции представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.

3) Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Каждый из элементов Я-концепции может существовать в трех модальностях:

1) Я-реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле.

2) Я-зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди.

3) Я-идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть.

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы "Кто Я?", "Кто Я для других?", "Каким бы Я хотел быть?" в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.

Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Качества, которые человек сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.

Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Большая часть оценок себя обусловлена соответствующими реальными стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: Если подросток имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. В этом случае на пути развития позитивной Я- концепции могут возникать серьезные затруднения. Иногда, даже эмоционально нейтральные (на первый взгляд) характеристики содержат элемент скрытой оценки.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие личности по З. Фрейду
Психоаналитическая теория развития личности основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте (до пяти лет). Вторая п ...

Психологические особенности преступников- профессионалов
Профессиональная преступность связана с получением по­стоянного противоправного дохода. Однако профессиональную преступность следует связывать не только с понятием «доход», но и с социально-психологическим понятием «профессиональ­ность», понимаемым как устойчивое, постоянное занятие, осу­ществляемое хорошо отработанными, стереотипизиров ...

Бегство от свободы
Люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе, разными путями. Один путь — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы «убежать от свободы». 1. Авторитаризм , определяемый как «тенденция соединить самого се ...