Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»
Страница 1

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»

Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями, является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах "каким бы я хотел быть" [3, С. 48].

В Я совершаются ментальные репрезентации человеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеет представления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, - неважно, истинные или ложные, - это область человеческой субъективности, субъективной реальности. Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура.

Исследования Я — концепции основываются на анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе (Нейссер, 1997).

Согласно Нейссер (1997), Я — концепция есть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает, защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997) определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности, ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опыту и мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутах личности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях, действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием других людей и существует в интерперсональном "пространстве". На Я влияют также социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997) определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникая из межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, - так же, как характером взаимодействий, которые инициирует сам человек.

Примером областей существования Я может служить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш, 1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания), «экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контексте социальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке и культуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).

Нейссер (1997) обозначил четыре фундаментальные особенности Я.

Страницы: 1 2 3 4


Эмпирическое исследование организации педагогической поддержки детей с негативными формами поведения. Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения
Эмпирическое исследование изучения организации педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения проводилось в яслях-саду … В дошкольном учреждении имеется 14 групп, из них 4 группы (80 детей) старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Первоначальной целью являлось изучение системы работы с детьми данной ...

Результаты исследования ПДО и код расшифровки
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, ...

Стихийные группы и массовые движения
При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонст ...