Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях.
Подростковая «Я-концепция»Страница 1
Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями, является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах "каким бы я хотел быть" [3, С. 48].
В Я совершаются ментальные репрезентации человеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеет представления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, - неважно, истинные или ложные, - это область человеческой субъективности, субъективной реальности. Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура.
Исследования Я — концепции основываются на анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе (Нейссер, 1997).
Согласно Нейссер (1997), Я — концепция есть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает, защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997) определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности, ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опыту и мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутах личности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях, действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием других людей и существует в интерперсональном "пространстве". На Я влияют также социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997) определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникая из межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, - так же, как характером взаимодействий, которые инициирует сам человек.
Примером областей существования Я может служить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш, 1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания), «экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контексте социальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке и культуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).
Нейссер (1997) обозначил четыре фундаментальные особенности Я.
Как найти работу
Как мы уже увидели, положение на рынке труда весьма сложное. Поэтому существует множество способов поиска работы. В странах, где правительства выплачивают пособия по безработице, их может получать всякий, у кого есть на то право; в других же странах принято, что безработные могут стать на учет в бюро по трудоустройству и воспользоваться ...
Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Биографические
сведения
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества.
Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых дух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младше ...
Теоретическая часть. Теоретические
основы изучения ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...