Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»
Страница 1

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»

Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями, является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах "каким бы я хотел быть" [3, С. 48].

В Я совершаются ментальные репрезентации человеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеет представления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, - неважно, истинные или ложные, - это область человеческой субъективности, субъективной реальности. Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура.

Исследования Я — концепции основываются на анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе (Нейссер, 1997).

Согласно Нейссер (1997), Я — концепция есть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает, защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997) определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности, ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опыту и мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутах личности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях, действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием других людей и существует в интерперсональном "пространстве". На Я влияют также социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997) определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникая из межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, - так же, как характером взаимодействий, которые инициирует сам человек.

Примером областей существования Я может служить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш, 1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания), «экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контексте социальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке и культуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).

Нейссер (1997) обозначил четыре фундаментальные особенности Я.

Страницы: 1 2 3 4


Методы исследования
В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы — письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составит ...

Возрастные особенности воли. Раннее детство.
Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта, что после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произ ...

Концепция личности К.К. Платонова (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В которой выделял следующие подструктуры: · ...