Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»
Страница 1

Материалы » Образ Я подростков в неблагополучных семьях » Особенности формирования самосознания у подростков в неблагополучных семьях. Подростковая «Я-концепция»

Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. В частности, отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями, является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации подростка и в последующей его жизни. Различаются две формы Я - концепции: реальная и идеальная. Реальная - представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная Я - концепция - это самооценка в координатах "каким бы я хотел быть" [3, С. 48].

В Я совершаются ментальные репрезентации человеку самого себя. Я -это то, как человек воспринимает себя, имеет представления и знания о себе. Ментальные репрезентации человеку самого себя, - неважно, истинные или ложные, - это область человеческой субъективности, субъективной реальности. Для человека Я есть такая же реальность, как окружающие его физический мир, растения и животные, другие люди, предметы, вещи, человеческая культура.

Исследования Я — концепции основываются на анализе особенностей мышления и представлений человека о самом себе (Нейссер, 1997).

Согласно Нейссер (1997), Я — концепция есть ментальная репрезентация того, что человек думает о себе, оценивает, защищает, превозносит, презирает, или стремится улучшить. Килстром (1997) определяет Я как ментальную репрезентацию человеком себе собственной личности, ее черт, мотивов, верований, установок, ценностей. Я возникает благодаря опыту и мышлению, кодируется в памяти в виде абстрактной информации атрибутах личности (семантическое знание) и конкретной информации о личном опыте, мыслях, действиях (эпизодическое знание). Кроме того, Я находится под влиянием других людей и существует в интерперсональном "пространстве". На Я влияют также социальный, культурный и ситуационный контексты. Фиву и Букнер (1997) определяют Я как социальную конструкцию, результат взаимодействий людей. Возникая из межличностных взаимодействий, обусловливается другими людьми, - так же, как характером взаимодействий, которые инициирует сам человек.

Примером областей существования Я может служить классификация, предложенная Нейссер (1988, 1993, 1997; Нейссер и Фивуш, 1994). Были выделены «приватное Я» (Я как внутренние опыт и переживания), «экологическое Я» (Я в физической среде), «интерперсональное Я» (Я в контексте социальных взаимодействий и восприятия), «концептуальное Я» (Я в языке и культуре), «обыденное (скоротечное) расширенное Я» (Я как персональная память).

Нейссер (1997) обозначил четыре фундаментальные особенности Я.

Страницы: 1 2 3 4


Оценка самоактуализации
Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направле ...

Характеристика основных управленческих культур
Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской. Американское определение управления В основе американской управленческой культуры (впрочем, как и европейско ...

Особенности подросткового возраста
В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания ...