Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития
Страница 6

Материалы » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития

Б. Д. Эльконин (1978) в зависимости от характера направлен­ности коррекции выделяет две ее формы; симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура нарушений в развитии ребенка. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребенку усво­ить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, несмотря на интенсивные занятия у ребенка по-прежнему отмечаются суще­ственные трудности в усвоении математики. Такой способ коррек­ции является недостаточным, если мы не знаем истинную при­чину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе на­рушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической недостаточностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешний проявлениям отклонений в раз­витии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекции необходимы заня­тия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры наруше­ния и его причин. Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требу­ют тщательного методологического подхода к его анализу и психо-коррекционным воздействиям. Разработка принципов, как осно­вополагающих, отправных идей, чрезвычайно важна в теории и практике психологической коррекции (Л.М. Шипицина, 2001).

Важным принципом психологической коррекции является принцип комплексности. Согласно этому принципу психологи­ческую коррекцию, можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует пси­холог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родите­ли), в которой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции —

личностный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдель­ную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учи­тывается в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психо-коррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ори­ентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип —

деятельностный подход. Личность прояв­ляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологи­ческой коррекции детей и подростков. Психокоррекционная рабо­та должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятель­ность, органически вписывающаяся в систему повседневных жиз­ненных отношений ребенка. Психокоррекционный процесс дол­жен проводиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой деятель­ности, если школьник — то в учебной деятельности. Однако, учи­тывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следу­ет ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребен­ка, но и на тот вид деятельности, который является личностном значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при кор­рекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от исполь­зования продуктивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины
Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причинами и условиями, его обусловливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешей среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого ус ...

Практические аспекты теорий личности. Теории личности – основа практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что п ...

Мужчина и женщина на производстве. Пол и выбор профессии
Вечен ли спор о преимуществах мужчины или женщины? А может быть дело не в преимуществе, а во взаимном дополнении. И какими бы не были доводы оппонентов, очевидно, что знание различий психологии полов в работе с людьми просто необходимо. Исследованиями установлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной ориентации, в ...