Психолого-физиологические особенности младших школьников
Страница 6

Материалы » Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников » Психолого-физиологические особенности младших школьников

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

В младшем школьном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов, формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Младший школьник характеризуется доминированием внешней практической активности[16;17].

Педагогу особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность (делать не то, что хочу, а то, что надо), внутренний план действий и рефлексию – умение осознавать то, что он делает и обосновывать свою деятельность. Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различных видов познавательной деятельности.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. Но здесь же у ребенка возникает и целый ряд трудностей, связанных с его новой жизненной позицией. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем, со сверстниками и родителями.

Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.

Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка[22;44]. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:

· активный;

· замкнутый;

· взрывной;

· зависимый.

Внешние характеристики типических групп:

Активный тип:

· ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);

· не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;

· любит быть в центре группы;

· легко отвлекается;

· не всегда доводит до конца порученную работу;

· стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;

· любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;

· сохраняет бодрость в трудных ситуациях;

· неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;

· быстро реагирует на любые команды;

· выраженная способность к подражанию;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье.
Большинство случаев проявления агрессии, которые мы наблюдаем вокруг себя, являются эмоциональной реакцией на неудовлетворительное состояние дел. Люди, чувствующие себя несчастными по той или иной причине, могут испытывать повышенное раздражение и проявлять склонность к агрессии. Берковец, утверждает, что многие (но, разумеется, не все ...

Старший школьный возраст.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Старшеклассники могут проя ...

Метапатологии
Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о н ...