Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Страница 3

Материалы » Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте » Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте

Наконец, для развития мышления подростка необходимо по- вседневно и систематически учить его приемам правильного, ло- гического мышления, не оставлять без внимания ни одной ло- гической ошибки.

Разумеется, это является обязанностью не только учителя родного языка. Развиваю логическое мышление все учителя.

В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подрост- ков (особенно младших подростков).

Например, многие из них дают логически неправильные определения, не указывая рода (“СущесТвительное — это которое обозначает название предмета”, “Гора — это поднимающаяся над окружающей местностью”, “Термометр — это который служит для измерения температуры”, “Феодал — это который эксплуатирует крестьян”), указывают не все признаки, входящие в состав видового отличия (“Окружность — это замкнутая кри- вая линия”, “Диаметр — это линия, соединяющая две точки ок- ружности”), допускают иной раз круг в определении (“Земная ось — это воображаемая линия, соединяющая оба полюса; по- люс — конец земной оси”) . Часто встречаются случаи, когда подростки производят логически неграмотное деление понятия. (“За выполнение задания принялись все ученики нашего класса: мальчики, девочки, пионеры, отстающие”; “В XVI веке из крестьян Италии высасывали соки все помещики-феодалы, духовенство, сеньоры и рыцари”.)

Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.

Страницы: 1 2 3 


Концепция личности Б.Г. Ананьева (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обу ...

«Пиковые переживания»
Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деят ...

Альфред Адлер
Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. «Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как нам известно, предполагает способность меняться и некоторую свободу пе ...