Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Страница 3

Материалы » Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте » Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте

Наконец, для развития мышления подростка необходимо по- вседневно и систематически учить его приемам правильного, ло- гического мышления, не оставлять без внимания ни одной ло- гической ошибки.

Разумеется, это является обязанностью не только учителя родного языка. Развиваю логическое мышление все учителя.

В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подрост- ков (особенно младших подростков).

Например, многие из них дают логически неправильные определения, не указывая рода (“СущесТвительное — это которое обозначает название предмета”, “Гора — это поднимающаяся над окружающей местностью”, “Термометр — это который служит для измерения температуры”, “Феодал — это который эксплуатирует крестьян”), указывают не все признаки, входящие в состав видового отличия (“Окружность — это замкнутая кри- вая линия”, “Диаметр — это линия, соединяющая две точки ок- ружности”), допускают иной раз круг в определении (“Земная ось — это воображаемая линия, соединяющая оба полюса; по- люс — конец земной оси”) . Часто встречаются случаи, когда подростки производят логически неграмотное деление понятия. (“За выполнение задания принялись все ученики нашего класса: мальчики, девочки, пионеры, отстающие”; “В XVI веке из крестьян Италии высасывали соки все помещики-феодалы, духовенство, сеньоры и рыцари”.)

Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходим дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека.

Страницы: 1 2 3 


Опросник Басса- Дарки
Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психол ...

Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков
На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных спо­собностей и как следствие — расширение сознания происходящего, границ воображе­ния, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростка­ми ряд вопросов и проблем, которые могут ...

Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин
Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности. Му ...