Использование психологических игр в семье
Страница 1

Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых для него лиц, например, родителей), невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Трудности, возникающие при попытках сделать это, связаны с недостаточной способностью детей вербализовать свои переживания, поисками адекватного языка, понятного всем участникам психокоррекционного процесса. Таким языком может быть игра.

В сказкотерапии играм отводится особая роль – они помогают представить проблему в символической форме.

Ребенку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В игре же каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Задача психолога – грамотно выбрать необходимый игровой материал и построить связный сюжет, где одна игра плавно перетекает в другую. Благодаря использованию игр каждый участник имеет возможность самовыражения и, что особенно важно, преобразования своего личного мира, приобретения нового жизненного опыта. Игровая деятельность позволяет человеку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, формирует у него самые положительные представления о себе, настраивает на состояние успеха [53, c.93].

Использование игр в семье позволяет получать информацию о взаимоотношениях ребенка с родителями и интерпретировать ее не только лишь из их рассказов, но и путем включенного наблюдения. Участие родителей и психолога в совместной с ребенком игре создает высокую степень доверия участников друг к другу. Игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными. Игра может отразить опыт трех поколений, объединенных той или иной семейной проблемой, что позволяет снять обвинение во всех бедах с одного из членов семьи. Использование игр в коррекционной работе с семьей не носит конфронтационный характер, что способствует активизации эмоциональной и вербальной экспрессии ребенка; родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним.

В игре родителям предоставляется возможность пережить чувства, связанные с их отношениями к собственным родителями, и сравнить их со своими чувствами к собственному ребенку, участи родителей в детской игре обеспечивает высокий уровень их эмпатии.

В коррекционной работе с семьей игра может применяться как проективная методика, позволяющая диагностировать личностные семейные проблемы. Игра помогает семейному психологу выйти из ситуации при которой он теряет контроль над происходящим или чувствует себя исключенным [62, c. 183].

Психологические игры могут использовать в следующих ситуациях:

· когда психолог испытывает трудности в связи с тем, что основные вопросы в ходе первичной беседы исчерпаны;

· когда необходимо придать общению с членами семьи более динамический и творческий характер;

Страницы: 1 2


Анализ результатов.
Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний — десять-пятнадцать черт, низкий — м ...

Достоверность и обоснованность методов отбора
Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях максимально приближенным к рабочим. Чтобы эти методы отбора оказались результативными, они должны быть достаточно надёжными, достоверными. Если претендент пол ...

Альфред Адлер
Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех. «Психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель. Постановка цели, как нам известно, предполагает способность меняться и некоторую свободу пе ...