Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Страница 1

Материалы » Психологические особенности личности преступника » Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Большинство преступлений, совершенных несовершенно­летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня­той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в след­ственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост­ковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо­бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особен­ности подростков могут быть компенсированы соответствую­щей социально-положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особеннос­ти катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинако­вой мере делает его податливым в сторону как социально-поло­жительных, так и социально-отрицательных влияний.

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатли­тельности ко всему, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове­денческий тип подростка.

1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия­ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни­чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю­щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро­вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определен­ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци­альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро­стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной обла­сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации— настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При­сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по­ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви­тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п. ).

6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле­ние — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования — объединение в группы сверстни­ков. Подростковые группы отличаются одноплановостью, одно­родной направленностью, территориальной общностью, борь­бой за господство над своей территорией (во дворе, на своей Улице).

Страницы: 1 2


Развитие воображения у детей
В любом возрастном периоде есть свойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологических и анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемых личностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста. Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детс ...

Негативные формы поведения в дошкольном возрасте
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в ко ...

Словарик по теме
Безусловная реакция – невыученная реакция, которая автоматически следует за безусловным стимулом. Бихевиоральная терапия – набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения. Вторичное подкрепление - любой стимул, который приобрёл подкреп ...