Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Страница 1

Материалы » Психологические особенности личности преступника » Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Большинство преступлений, совершенных несовершенно­летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня­той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в след­ственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост­ковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо­бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особен­ности подростков могут быть компенсированы соответствую­щей социально-положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особеннос­ти катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинако­вой мере делает его податливым в сторону как социально-поло­жительных, так и социально-отрицательных влияний.

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатли­тельности ко всему, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове­денческий тип подростка.

1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия­ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни­чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю­щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро­вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определен­ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци­альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро­стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной обла­сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации— настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При­сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по­ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви­тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п. ).

6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле­ние — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования — объединение в группы сверстни­ков. Подростковые группы отличаются одноплановостью, одно­родной направленностью, территориальной общностью, борь­бой за господство над своей территорией (во дворе, на своей Улице).

Страницы: 1 2


Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Как же развивать мышление подростков? Для правильного развити ...

Теоретические основы психического развития ребенка в семье, как в социально-культурной среде воспитания и становления личности. Анализ первоисточников по проблеме развития детей старшего дошкольног
Прежде чем рассматривать семью, как социально-культурную среду воспитания и становления личности, обратим внимание на проблему психического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во ...

Заболевания, передаваемые половым путём
В настоящее время известно свыше 20 заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП). Наряду с традиционно называемыми венерическими заболеваниями (сифилис, гонорея, мягкий шанкр и др.) в последние годы к ним присоединились новые, в том числе вирусные болезни. Особенно опасна ВИЧ-инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) ...