Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Страница 1

Материалы » Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста » Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Характеристика содержания отечественных мультфильмов

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.

Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [7; 768].

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира [11; 47]. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек»

(реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.

Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном»

Страницы: 1 2


Стратегии общения
Существуют следующие стратегии общения: - открытое – закрытое общение; - монологическое – диалогическое общение; - ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций опра ...

Общение и проблемы межличностного восприятия в управленческой деятельности
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий: восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения); обмен информацией (коммуникативная сторона общения); выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторон ...

Отцы и дети. С чего начинается понимание?
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег ...