Описание программы исследования
Страница 1

Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Задачи:

1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников.

2. Изучить особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

3. Изучить особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в семье.

4. Сравнить результаты исследования особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа и в семье.

Исследование проходило на базе образовательных учреждений:

· Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ермаковский детский дом» - 2 общие группы;

· Муниципальное образовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» - 3 «а» класс.

Выборку исследования составили 40 детей, средний возраст 9 - 11 лет.

В первую группу вошли младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков) в возрасте 9-11 лет. Время пребывания в учреждении интернатного типа 5 – 7 лет.

Во вторую группу вошли младшие школьники, воспитывающиеся в семье 20 человек (9 девочек, 11 мальчиков) в возрасте 9-11 лет. Семьи полные, 13 семей имеют одного ребенка, 7 семей имеют двух и более детей.

Для исследования особенностей социального интеллекта младших школьников был подобран комплекс методик:

а) методика исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, М. Салливен);

б) методика определения уровня эмпатии (И.М. Юсупов);

в) оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер).

1. Методика исследования социального интеллекта - Дж. Гилфорд, М. Салливен (Приложение 1).

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Процедура тестирования

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест - "Группы экспрессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 субтест - "Истории с дополнениями"). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Правила тестирования

1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.

2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.

3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде - действующих лицах первого и последнего субтестов.

4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмористические трактовки.

5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.

Страницы: 1 2 3


Основные профилактические и коррекционные мероприятия. Как создать ситуацию успеха?
Неудачниками не рождаются. Большинство исследований доказывает, что мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т. е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность можно назвать мотивационной средой. В зависимо ...

Творческое «Я»
Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Имен ...

Гуманистическое направление в теории личности
Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология не представляет собой ...