Эмпирическое исследование влияния мотивации на результаты спортивной
деятельности у младшего школьника. Организация
исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего
школьникаСтраница 1
Объектом
данного исследования является мотивация младших школьников.
Предмет
исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников.
Цель
исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование.
Гипотеза
исследования – высокий уровень мотивации положительно влияет на результаты спортивной деятельности младших школьников.
Организация исследования мотивации на базе СДЮСШОР №2 включила в себя несколько этапов:
· поиск испытуемых младших классов;
· сбор данных об испытуемых;
· знакомство с работой тренеров и их методикой;
· подбор подходящих методов и методик для исследования;
· проведение исследования на испытуемых.
· Поиск испытуемых младших классов включал в себя опрос тренеров. Сбор данных об испытуемых проводился в два этапа: опрос самих детей, знакомство с ними и опрос тренеров.
Следующий этап - подбор подходящих методов и методик для исследования. Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы.
Специфика детской и школьной психодиагностики требует быстроты обследования и акцентированности на конкретной проблеме. Значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их, требуют особой модификации, предусматривающей глубокий анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике.
Поскольку иногда необходима оперативная информация о ребенке, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказывания детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий.
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и во время психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести: аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением. С помощью этих средств у младших школьников можно значительно повысить уровень спортивной мотивации.
В данной дипломной работе были отобраны и применялись следующие методики
:
· Диагностика мотивации посещения занятий Орловой Л.Г.;
· Диагностика психологического климата в группе Реан А.Л. (Методика «Человечек»);
· Методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова;
· Методика оценки уровня спортивной мотивации младших школьников Лускановой Н.Г.
Диагностика мотивации посещения спортивных занятий Орловой Л.Г.
Данная анкета позволяет узнать, что конкретно мотивирует учащихся посещать спортивные занятия в школе. Для исследования применялась «Анкета мотивации посещения спортивных занятий учащихся начальной школы» - автор Орлова Ю.М. В анкетировании приняли участие дети 1-4 классов. Им было предложено выбрать один ответ, наиболее близкий им:
Вопрос – Какие мотивы побуждают тебя посещать спортивную школу?
Варианты ответов: общение с друзьями; это престижно; желание проявить себя в спорте; доброе отношение тренера; требование родителей; желание развить свои физические качества.
Интерпретация. Каждый ответ – это 1 балл, выбирается тот, который набрал большее количество баллов в группе (классе).
Диагностика психологического климата в группе, методика «Человечек» (Реан А.Л.)
Испытуемым были предложены листовки с рисунками (см. Рисунок 1), на которых они должны изобразить себя в том месте, где им наиболее комфортно. Например, изобразить себя рядом с тренером или напротив него; в группе или отдельно и т. д.
Рис. 1. Тест диагностики психологического климата в группе.
Данная методика позволяет изучить эмоциональное состояние испытуемых, отношения с тренером и сверстниками, их направленность в группе, узнать насколько им нравятся занятия, а также проследить самооценку личности.
Методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова
Данная методика («Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова) предназначена для определения уже достигнутого уровня исполнения или реализации, который коррелирует с деловой направленностью личности. Тест-опросник из 22 вопросов. Исследование проводилось 3.03.09г.
Описание методик исследования
Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
Тест позволяет выявить
некоторые жизненные позиции испытуемых,
которые условно можно разделить на 5 групп.
· Цели в жизни;
· Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни;
· Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией;
· Локус контроля – Я (Я ...
Рекомендации родителям и воспитателям по развитию волевых качеств у старших
дошкольников
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых чле ...
Методика определения уровня эмпатии - И.М. Юсупов (Приложение 2)
Предлагаемая методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, ...