Человек как открытая информационная система.
Страница 1

Материалы » Учет индивидуальных особенностей в общении » Человек как открытая информационная система.

Как известно, каждый человек представляет собой открытую информационную систему. Информация из внешнего и внутренних миров поступает через «входы» — сенсорные каналы (анализаторы): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и т.д.

При переработке в нашей нервной системе информация существенно трансформируется, она может иска­жаться, частично теряться или обогащаться дополнениями. Трансфор­мация осуществляется при прохождении по нервным путям и при пере­кодировке нервного импульса в словесные сигналы. После получения сенсорного опыта мозг человека перекодирует сигналы в слова, привязывая их к объектам (стимулам) окружающей среды. Так каждый че­ловек в индивидуальном порядке строит свою картину мира, дает этому сенсорному опыту свое описание, организует этот опыт логично и свя­занно для себя. Составление карты реальности с помощью слов формирует в свою очередь обширные семантические поля в психичес­ком пространстве человека. Именно в этих полях закладываются не­вротические проблемы, сюда вживаются различного рода словесные программы, которые могут мешать человеку быть счастливым, а могут и делать его таковым. Здесь располагаются установочные призмы, через которые человек видит мир в преломленном в них виде. «Все мужчины подлецы. Бойся мужчин» — говорит умирающая бабушка своей внучке. А теперь, когда внучке уже 40 лет, она не может объяснить своего одиночества или объясняет словами бабушки. Эта призма (программа), что ложная семерка, по выражению Р. Хаббарда, в сломанном кальку­ляторе. Вы набираете 2x2, но получаете не 4, а 28.

Каждый человек воспринимает свою карту как реальность, поскольку для него она логична и объяснима. Однако у каждого эта реальность своя, поэтому при взаимодействии человека с человеком, одной картины мира с дру­гой, могут возникать недопонимания, а то и конфликты. Отчего же эти карты существуют лишь в единственном экземпляре? Да потому что одна и "та же" информация перерабатывается в уникальной «ЭВМ» — человек и при этом проходит как минимум три фильтра:

1)

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР

Всем известно, что информация, поступающая через 5 органов чувств, не вся осознается.

Например, звук волны, частота которой либо меньше 20, либо, наобо­рот, больше 20 000 колебаний в секунду человеческим ухом «не воспринима­ется» — это подпороговый диапазон.

Зрительная система способна улавливать волны в интервале от 380 до 680 миллимикрон. У каждого человека этот диапазон сенсорных каналов от природы или от воспитания может быть разным.

2) СОЦИАЛЬНЫЙ

ФИЛЬТР

Речь идет об ограничениях восприятия и пере­работки информации, искажающих реальность, связанных, например, с общественными нормами, традициями, законами социальной систе­мы, в которой мы воспитываемся.

Например, восприятие статуи Венеры Милосской.

3) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

Этот уровень ограничений связан с уникальным жизненным опытом каждого человека. Никто и никогда не способен повторить нашу жизнь один к одному. Даже однояйцевые близнецы, живущие в одной семье, имеют похожее, но не идентичное мировосприятие.

Страницы: 1 2


Выводы из основного постулата
Индивидуальность и организация. Раскрывает уникальность личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Например, то, что называется «проблема отцов и детей» — несовпадение во взглядах между людьми разных поколений — ситуация, которую в теории Келли точнее можно назвать «несовпадение личностного конструкта ...

Выводы
Из результатов корреляционного анализа методик Шкала депрессии, МИС и СЖО нам стало видно, что между парами Внутренняя конфликтность –Уровень депрессии существует сильная (тесная) корреляционная связь (0,7). Это связано с тем, что наркозависимая личность находится в связи со своими внутренними конфликтами, сомнениями, несогласиями с соб ...

Общение и проблемы межличностного восприятия в управленческой деятельности
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий: восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения); обмен информацией (коммуникативная сторона общения); выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторон ...