Результаты исследования
Страница 6

Результаты исследования показали:

-испытуемые руководители различаются по стилям руководства коллективом и уровню лидерства,

-имеются различия в показателях критериев психологического климата у двух групп испытуемых, работающих под руководством людей, тяготеющих к различным стилям руководства,

- наибольшие различия между двумя исследуемыми группами наблюдаются по показателям: лояльность, удовлетворенность работой, направленность (на себя, задачу, взаимодействие в процессе работы).

У испытуемых второй группы (где руководитель имеет высокий уровень лидерства) более высокие показатели лояльности, чем у испытуемых первой группы, более высокая удовлетворенность работой, большая часть группы сориентирована на выполнение задачи («направленность на дело»)

Анализ других показателей методик исследования выявил следующее:

- в первой группе испытуемые оценили стиль руководства как смешанный, причем низко выраженный, во второй группе – стиль директивно-коллегиальный ( выраженность низко-средняя),

- во второй группе испытуемые оценили психологический климат как благоприятный, в первой же группе – в основном неблагоприятный. Анализируя показатели «Удовлетворенности трудом» (по Снеткову), установили, что испытуемые 1 группы в основном неудовлетворенны всеми 14 аспектами, но наибольшая неудовлетворенность по следующим:

- №4 (потребность в признании, личном авторитете),

- №3 (потребность в теплых доверительных отношениях в коллективе),

- №2 (потребность в благоприятных условиях труда),

- №6 (потребность в личном материальном и социальном обеспечении),

- №10 (потребность в хорошей организации труда).

Таким образом, у 1 группы наибольшая неудовлетворенность наблюдается в материально-социальной сфере.

У второй группы испытуемых количество отрицательно-выраженных аспектов работы меньше (9 из 14).

Наибольшие значения показателей:

-№9- потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива,

-№10- потребность в хорошей организации труда,

-№11-потребность в производственных успехах всего коллектива, -№12- потребность в удовлетворении узких личных интересов,

а «положительно-привлекательных»- больше, то есть у большей части группы удовлетворены следующие потребности:

-№1- потребность в творческой и интересной работе,

-№4- потребность в признании, личном авторитете,

-№8- потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива,

-№13- потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом,

-№14- потребности в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали».

Можно сделать вывод

, что во второй группе испытуемых обнаружена удовлетворенность потребностей, связанных с личностным развитием, в первой группе выявлена неудовлетворенность организацией в основном материально-бытовых социальных условий. Для оценки выдвинутой гипотезы был проведен статистический анализ достоверности различий у работников двух фирм. Нами применяется двусторонний непараметрический критерий Вилкоксона. Данные представлены в таблице 6.

Таблица 6. Сравнительная таблица средних значений исследуемых у работников 1 и 2 фирм

Показатель

Среднее (М) у работников 1-й фирмы

Среднее (М) у работников 2-й фирмы

W кри-терий

P значи-мость

1.

Отношение к организации

14,80

45,13

104,00

Р<0,01

2.

Удовлетворенность работой

38,07

23,33

119,00

Р<0,01

3.

Направленность на себя

Мет НЛ

32,40

24,67

118,50

Р<0,01

4.

Направленность на взаимодействие

26,60

29,73

100,50

Р<0,05

5.

Направленность на задачу

31,00

35,60

105,00

Р<0,01

6.

Директивный стиль руководства

Ст

рук

1,60

2,47

58,00

Р<0,05

7.

Коллегиальный стиль руководства

2,07

3,27

38,50

Р<0,05

8.

Попустительский стиль руководства

2,53

0,13

118,00

Р<0,01

9.

Характеристика психологического климата в группе

-2,67

19,73

120,00

Р<0,01

10.

Потребность в творческой интересной работе

Удовлетворен

-0,38

1,33

87,50

Р<0,05

11.

Потребность в благоприятных условиях труда

-2,52

-0,05

120,00

Р<0,01

12.

Потребность в теплых и доверительных отношениях в коллект.

-3,02

-0,30

118,00

Р<0,01

13.

Потребность в признании, в личном авторитете

-3,57

0,10

120,00

Р<0,01

14.

Потребность в собственном развитии

-3,35

-1,07

114,00

Р<0,05

15.

Потребность в личном материальном и социальном обеспеч.

трудом

по

Снеткову

-5,37

-1,73

120,00

Р<0,01

16.

Потребн. в принцип. и требоват.взаимоотношениях в коллективе

-3,47

-0,08

119,00

Р<0,01

17.

Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива

-1,92

0,25

90,00

<0,05

18.

Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива

-3,80

-0,73

120,00

Р<0,01

19.

Потребность в хорошей организации труда

-4,90

-1,10

120,00

Р<0,01

20.

Потреб. в производств. успехах всего коллектива

-3,15

-1,28

111,00

Р<0,05

21.

Утилитарная потребн.

-1,30

-2,02

86,00

Р<0,05

22.

Потр. в общественном признании личного вклада и важности раб. коллектива в целом

-0,62

0,47

106,00

23.

Потребность в общении как по «вертикали», так и по «горизонтали»

-2,38

0,15

119,00

Р<0,01

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства. Личностная теория лидерства
Все исследования в области лидерства проводились в США и Великобритании. В период с 1930 по 1950 годы было предпринято систематическое изучение лидерства в крупных масштабах. Эти исследования ставили своей целью выявить личностные характеристики эффективных руководителей. В соответствии с личностной теорией лидерства, лучшие руководител ...

Эмпирическое исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника. Организация исследования мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника
Объектом данного исследования является мотивация младших школьников. Предмет исследования – влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников. Цель исследования: изучение уровня влияния мотивации на достижения результатов в спортивной деятельности учащихся начальной школы и факторов, влияющих на ее формиров ...

Психодинамическое направление в теории личности психоаналитическая теория З. Фрейда
Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности. Задачи : сформировать представление об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда. об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах ...