Простые аналогии

В большинстве предложенных пар испытуемый довольно легко и быстро нашел различия и сходства. Однако в некоторых парах он никак не мог определить, чем схожи предметы - это в большей степени касается более сложных ("маленькая девочка - большая кукла") и более абстрактных ("обман - ошибка") понятий. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, переход от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Однако в целом наибольшую трудность вызывало нахождение различий у предлагаемых понятий, при чем не сама операция: испытуемый как бы избегал это задание, просто говоря "разные". В первых парах слов испытуемый без затруднений определял общее, но когда говорил о различиях, не мог точно сформулировать свое понимание этого различия: "разные животные", "разный транспорт". Когда экспериментатор попросил более конкретно объяснять различия между понятиями, испытуемый на некоторое время исправил свою ошибку и стал детально разъяснять отличительные черты, однако в 9 и 15 заданиях опять потребовалось напоминание экспериментатора: "Чем же похожи?". За операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (в онтогенезе созревает раньше).

Корректурная проба.

№ временного интервала (каждый по 60 с)

Количество просмотренных знаков

Количество пропусков

Количество ошибок (лишние знаки)

1

113

1

-

2

112

2

-

3

79

2

-

4

140

3

-

5

129

1

-

Скорость выполнения задания неустойчива: на первых двух пробах она почти одинаковая, на третьей резко падает (возможно, внешний раздражитель - шум в помещении), на двух последних пробах скорость возрастает, превышая показатели начальных проб. Это в целом указывает на колебания устойчивости внимания, а сравнительно хорошие показатели на последних этапах могут свидетельствовать о долгой врабатываемости испытуемого. Число ошибок незначительно, но возрастает: 1, 2, 2, 3; однако в последней пробе дальнейшее снижение точности не происходит. В общем можно говорить о недостаточной, сниженной концентрации внимания у испытуемого - он успел просмотреть небольшое количество строк.


Концепция личности Б.Ф. Ломова (1927-1989)
Видный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сво­дятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не огран ...

Исследование терминальных и инструментальных ценностей мужчин
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих терминальных ценностей и жизненных сфер деятельности мужчин нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Таблица № 1 Результаты исследования термина ...

Результаты патохарактерологического и катамнестического исследования и их обсуждение
Обсуждение результатов патохарактерологического изучения подростков экспериментальной группы в количестве 126 человек целесообразно начать с представления характеристики основных параметров, заинтересовавших нас в ходе обработки графиков патохарактерологического исследования. Итак, при изучении числовых выражений графика ПДО нас интере ...