Методы исследования
Страница 2

Таким образом, при оценке личностных качеств кандидата необходимо обратить внимание не только на высказывания кандидата, но и попытаться выяснить насколько они не расходятся с его реальными поступками и достижениями.

Вся полученная информация сопоставляется со сведениями, отмеченными по результатам изучения документов в «Листе результатов анализа документов и беседы». (Приложение 2) Выявленные в процессе беседы дополнительные данные регистрируются там же.

Анкетирование

. Это один из наиболее популярных и проверенных методов исследования личности. Оно помогает (в дополнение других методов) выявить основные события и факты жизненного пути человека, оценить их влияние на становление личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях жизнедеятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, профессиональных намерений, обоснованность и устойчивость мотивов поступления на военную службу. Анкеты анализируются не по отдельности, а в совокупности всей полученной информации.

Методики психологического и психофизиологического обследования «Методика S-тест»

(Приложение 3) служит для оценки способности к оперированию образами, а также - темпа мыслительных операций. Сущность ее состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, частью какой из четырех предложенных фигур является каждый из 150 предлагаемых фрагментов. Обследование проводится на регистрационном листе. Обработка результатов обследования путем подсчета по «ключу». Время решения задач ограничено пятью минутами. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика «Установление закономерностей»

(Приложение 4) служит для оценки особенностей процесса мышления (активности, сообразительности) и оперативности памяти. Сущность методики состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, какое слово зашифровано символами в задании или такое слово отсутствует. Всего на стимульном бланке представлено 30 заданий. Результаты обследования фиксируются на регистрационном листе. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества правильно выполненных в соответствии с «ключом». Время выполнения заданий методики 8 минут. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика «Арифметический счет»

(Приложение 5) направлена на исследование вербально - логического мышления, оперативной памяти, внимания, счетных навыков, оценку темпа мыслительных операций. Содержит 30 заданий. Сущность методики заключается в устном выполнении арифметических действий с целыми числами в пределах от 1 до 100, приведенных на стимульном бланке. Результаты отмечаются испытуемым на регистрационном бланке для оценки используется количество правильных ответов, совпавших с «ключом». Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика исследования особенностей мышления МИЭМ-2

(Приложение 6) позволяет исследовать способности к абстрагированию и оперированию вербальными понятиями. Содержит 20 заданий, которые необходимо выполнить за шесть минут. Ответы испытуемый отмечает на регистрационном листе. Оценка осуществляется с помощью «ключа» по количеству правильных ответов. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

16-факторный личностный опросник Кэттела.

оценивает характерологические качества личности, во многом определяющие особенности ее поведения, социальной адаптации и профессионального становления. Методика состоит из 105 вопросов, отражающих обычные жизненные ситуации, на которые предлагается три варианта ответов (а, в, с), задача испьпуемого выбрать один из них Время обследования ориентировочно 25-30 минут. Ответы заносятся испьпуемым в регистрационный лист, а затем обсчитываются с помощью «ключа». Совпадение ответов с пунктами «а» и «с» оценивается двумя баллами, а с пунктом «в» - одним баллом. Исключение составляет шкала фактора «В». Здесь за каждое совпадение с «ключом» присваивается один балл. Сумма баллов по каждой группе вопросов дает в результате значение фактора Максимальная оценка по каждому фактору в результате дает 12 баллов, по фактору «В» - 8 баллов.

Все 16 факторов представлены в биполярной форме (высокие значения -низкие значения):

А- сердечность, доброта- обособленность, отчужденность;

В - высокий интеллект, умный - низкий интеллект, глупый:

С - эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;

Е - настойчивость, напористость - покорность, зависимость;

Страницы: 1 2 3


Агрессивность. Агрессивное поведение
Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие [1, с. 192]. В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских по ...

Концепция личности В.Н. Мясищева (1892-1973)
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности. Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последо ...

Восприятие детей на разных этапах развития
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Теле-и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмовов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как вос ...