Анализ литературных источников. Возникновение и развитие военной психологии
Страница 2

Материалы » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Анализ литературных источников. Возникновение и развитие военной психологии

Следует отметить, что к исследованию психологических проблем деятельности военнослужащих и армейских коллективов были привлечены лучшие специалисты страны. Так, Б. М. Теплов — впоследствии крупнейший советский психолог — более десяти лет занимался психологическим исследованием военно-маскировочных проблем. Результаты его исследований нашли практическое применение в годы Великой Отечественной войны.

Многие психологические изыскания проводились в то время непосредственно в полевых условиях, придававших им определенную теоретическую и практическую ценность. Опыт деятельности многих научно-исследовательских лабораторий был обобщен в значительном количестве книг и в 10 выпусках Военно-медицинской академии под общим названием «Материалы по психофизиологии труда в РККА» (1933 г.). [ 17 ]

Но активная исследовательская и практическая работа в области военной психологии прекратилась в 1937 г., когда психологические и психофизиологические лаборатории были ликвидированы в ходе разгрома педологии — науки о развитии и воспитании детей, в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» [ 27 ]

Это, конечно, не означает, что развитие военной психологии в России прекратилось, но темпы ее развития существенно замедлились.

В годы Великой Отечественной войны достаточно многое было сделано для распространения и практического применения военно-психологических знаний. Причем значительный вклад в разработку проблем военной психологии для нужд фронта внесли гражданские психологи. Они активно участвовали в проведении военно-психологических исследований по психологии воинского коллектива, особенностям деятельности и качествам командного состава, психологии боя, специальным тренировкам в боевой деятельности и т. д. Особое направление деятельности психологов составляли вопросы медико-психологической реабилитации и восстановления боеспособности и трудоспособности раненых военнослужащих. Весьма существенный вклад в решение данной проблемы внесли советские психологи Б. Г. Ананьев, С. Г. Геллерштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе и др.

В годы войны были проведены психологические исследования по некоторым частным проблемам, имеющим широкое практическое применение в военном деле. Так, К. X. Кекчеев разработал пути повышения зрительной и слуховой чувствительности, методы ускорения адаптации глаз, психофизиологические основы маскировки и разведки. Б. М. Теплов опубликовал военно-психологическое исследование «Ум полководца». Над вопросами мотивации поведения воинов работал С. Л. Рубинштейн.

В послевоенные годы интерес к психологии в войсках заметно вырос. Это было обусловлено необходимостью переосмыслить боевой опыт и на его основе изменить систему подготовки частей и подразделений в мирное время. В связи с этим в ряде военно-учебных заведений в 1946-1947 гг. был введен курс военной психологии и педагогики, что, в свою очередь, резко активизировало военно-психологические исследования.

В военно-педагогических институтах помимо обучения слушателей преподавателями и адъюнктами кафедр военной психологии и педагогики проводилась большая научно-исследовательская работа, в которой активное участие принимали крупные гражданские психологи Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и их сотрудники. Они оказывали помощь военным психологам в чтении лекций, разработке курсов, в подготовке научных кадров и учебно-материальной базы. На кафедре общей и военной психологии Военно-педагогического института Советской Армии и на кафедре педагогики и психологии Высшего военно-педагогического института имени М. И. Калинина проводились исследовательские работы. Разрабатывались такие темы, как психология подготовительных упражнений при обучении стрельбе, процессы мышления при решении учебных задач, психологический анализ процесса чтения топографической карты, психология формирования волевого действия, военные идеалы суворовцев, психологический анализ подвига советского воина и т. д.

Начиная с 1948 г. под руководством доктора медицинских наук, профессора К. К. Платонова проводился ряд экспериментальных исследований, итоги которых были подведены в монографии «Психология летного труда» [ 49 ]. Эти исследования не только оказали помощь в обучении летного состава, но и позволили быстрее и успешнее решать новые проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих.

В течение 1960-х гг. расширяется подготовка научных кадров высшей квалификации в области военной психологии, издаются учебные пособия, монографии и другие работы. Если в первой половине 1960-х гг. основным заказчиком военной психологии была военная педагогика, то во второй половине происходит возникновение новых разделов военно-психологических знаний, в том числе военно-инженерной психологии. Возобновляются исследования в тех отраслях и направлениях, разработка которых прекратилась в 1930-е гг., — в военно-социальной психологии, психологическом отборе воинов-специалистов [25].

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли».
Результаты тестирования представлены в таблице 3 № Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 22 23 15.9 2 Иван П. 24 3 Ирина М. 21 4 Анна С. 13 5 Арина И. 10 6 Андрей К. 21 7 Иван М. 19 8 Софья А. ...

Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами
Учет того, как были решены проблемы соответствия, т.е. оценка приближения эксперимента к мысленному образцу эксперимента полного соответствия, позволяет различать такие типы эксперимента, как лабораторный, искусственный и естественный. Направленность и широта последующих обобщений существенно зависят от ориентации на тип проведенного эк ...

Динамика развития мотивационной сферы.
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. При этом, как подчеркивает Е.П. Ильин (16), новообразованием является не мотиваци ...