Потребление и потребности
Страница 2

Материалы » Потребление и потребности » Потребление и потребности

Таблица 1.

ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Структура потребностей

Основные показатели благосостояния

Элементарные потребности - Потребности в пище - Потребности в одежде - Потребности в жилье

- Средняя продолжительность предстоящей жизни - Среднедушевой семейный доход - Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы) - Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг - Обеспеченность жильем, его комфортность

Потребности в общих условиях жизни - Потребность в здоровье - Потребность в образовании и культуре - Потребности в передвижении в пространстве - Потребности в личной безопасности

- Показатели развития материальной базы отраслей социальной инфраструктуры - Контингент обслуживаемого населения

Потребности в деятельности - Потребность в труде - Потребность в семейно-бытовой деятельности - Потребность в досуге

- Наличие работы, содержание и условия труда - Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом - Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми - Структура видов домашнего труда - Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею - Продолжительность и структура досуга (свободного времени) - Мотивация досуга и удовлетворенность им

Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага - как материальные (например, хлеб, или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или "ноу-хау"). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, "ноу-хау").

Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены - их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.

В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар - это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание ещё на два приёма их классификации: как потребляются те или иные блага - индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты "зайцев" (например, услугами сил правопорядка пользуются все - и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, - в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ - частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл.2).

Страницы: 1 2 3 4


Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...

Профилактика стресса
Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочета ...

Особенности педагогических конфликтов
Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его предмет. Для возникновения к ...