Заключение
Страница 9

Ценности, значимость которых снижается

после острых экономических кризисов

Широта взглядов

18 (7.80)

13 (6.86)

16(7.61)

13 (6.95)

14 (7.28)

0.03*

0.01**

0.01**

0.12

Собственность (инстр.)

15 (7.72)

15 (7.17)

18 (7.78)

17 (7.61)

16 (7.46)

0.17

0.01**

0.36

0.09

Развлечения

18 (7.84)

11(7.06)

13 (7.50)

15 (7.68)

10(7.14)

0.01**

0.05*

0.03* 1997-2001

0.08 2001-2003

Свобода

7 (6.64)

4 (5.74)

8 (6.36)

9 (6.71)

7 (6.48)

0.16

0.18

-

-

Друзья

3 (5.16)

2 (4.26)

4 (4.84)

4 (5.05)

3 (4.44)

0.13

0.20

-

-

Творчество

-

16 (7.43)

17 (7.87)

14 (7.53)

16 (7.70)

-

0.01**

0.02*

0.12

Активная жизнь

-

12 (7.20)

15 (7.56)

12 (7.05)

11(7.22)

-

0.12

0.03*

0.13

Богатство (терм.)

-

8 (6.69)

10(7.11)

9(6.71)

9 (6.78)

-

0.25

0.26

0.30

Богатство (инстр.)

-

5 (6.09)

11(6.75)

11(6.71)

13 (6.56)

-

0.14

-

0.61

Примечание. * р< 0.05; ** р < 0.01; *** р < 0.001

Специально следует сказать об однонаправлено изменившейся значимости для старших школьников в 1994-2001 гг. группы ценностей, в динамике которой в 2003 г. зафиксировано воз­вращение к степени значимости, характерной для более ранних исторических периодов. Так, на протяжении 1994-2001 гг. приоритетное положе­ние в иерархии ценностных ориентации постепен­но стала занимать ценность красоты (с 15-го мес­та она передвинулась на 8-е), а в 2003 г. ее значи­мость снизилась до уровня, зафиксированного в 1997 г. (12-е место). Как уже отмечалось выше, аналогичной тенденцией характеризовалась и ди­намика "веса" ценности семьи: сначала с 5-го она переместилась на 2-е место, а затем в 2003 г. сни­зилась на 4-е. В 1997 г. более выраженной стала ориентация старших школьников на исполни­тельность (с последней 19-й ранговой позиции она передвинулась на 17-ю), оставаясь по значи­мости относительно устойчивой, она в 2003 г. пе­реместилась вновь на 19-е место в иерархии цен­ностных приоритетов (до уровня ее значимости в 1994 г.). В период 1994-2001 гг. в иерархии ценно­стных приоритетов старшеклассников постепен­но низкие места занимала инструментальная цен­ность жизнерадостности (с 5-го на 10-е место), а в 2003 г. она вновь стала 6-ой по значимости для представителей данной социальной группы, как и в 1997 г. С 1994 по 1999 г. в ценностном сознании старших школьников происходило снижение зна­чимости ценности самоконтроля с 8-го до 12-го места, а в 2003 г. ее ранговый "вес" снова (хотя и недостоверно) несколько возрос до 11-го ранга, т.е. уровня, зафиксированного в 1997 г. (р < 0.23).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Л.С. Выготский - создатель психологической теории онтогенетического развития
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для JLC. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, ...

Старший школьный возраст.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Старшеклассники могут проя ...

Характеристика отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму
Психологически травмированный ребенок, как правило, впоследствии имеет отклонения в эмоциональном развитии. У него могут сформироваться такие эмоциональные отклонения, как депрессия, тревожность, страхи. Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов зафиксировали особенности психического развития детей, перенесших пренебрежение. Именно эти особеннос ...