Заключение
Страница 3

Гипотеза нашего исследования о предположении, что существуют различия в структуре ценностей подростков в полных и неполных семьях полностью подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отно­шений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, ос­нову мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является ме­тодика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основан­ная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич раз­личает два класса ценностей:

1. терминальные

— убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стре­миться

2. инструментальные

— убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на цен­ности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценнос­ти ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значи­мости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 кар­точек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руко­водствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наибо­лее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вто­рую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наи­менее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная на­сыщенность жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым че­ловеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, коллек­тива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепро­вождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут­ренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по­рядке вещи, порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при­нимать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Возрастные особенности воли. Раннее детство.
Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта, что после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произ ...

Характерные типы насилия алкогольной семьи.
Характерные типы насилия алкогольной семьи: • насилие между супругами, • насилие родителей над детьми, • насилие братьев и сестёр по отношению друг к другу, • детей и подростков к родителям, • взрослых детей в адрес их престарелых родителей. Рассматривая насилие родителей-алкоголиков по отношению к детям, хочется отметить, что об ...

Факторы, влияющие на становление социального интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному ...