Заключение
Страница 3

Гипотеза нашего исследования о предположении, что существуют различия в структуре ценностей подростков в полных и неполных семьях полностью подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отно­шений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, ос­нову мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Генератор чисел инстаграм также читайте.

Наиболее распространенной в настоящее время является ме­тодика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основан­ная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич раз­личает два класса ценностей:

1. терминальные

— убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стре­миться

2. инструментальные

— убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на цен­ности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценнос­ти ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значи­мости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 кар­точек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руко­водствуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни­мательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наибо­лее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вто­рую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наи­менее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная на­сыщенность жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым че­ловеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, коллек­тива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепро­вождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут­ренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по­рядке вещи, порядок в делах;

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая культура);

— ответственность (чувство долга, умение держать слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при­нимать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Исследование волевых качеств старших дошкольников. Организация и процедура обследования
Исследование по изучению волевых качеств проводилось на базе ДОУ № 52 среди воспитанников 2-й старшей группы, в группе 26 человек, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков. При выполнении диагностических методик необходимо выполнять несколько основных правил, без которых результаты исследования не будут достоверными: 1 ...

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Большинство преступлений, совершенных несовершенно­летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня­той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправиль ...

Криминальная агрессия
Особый аспект агрессивного поведения представляет криминальная агрессия, лежащая в основе насильственного преступного посягательства на личность. Её анализу посвящён ряд исследований в области юридической психологии. Методологические основы криминальной агрессии разработаны А.Р. Ратиновым [2], который считает агрессивность свойством лич ...