Заключение
Страница 13

Ключи для обработки результатов

Тип ценностных ориентаций

Уровень нормативных идеалов

Уровень индивидуальных приоритетов (Профиль Личности)

Конформность

11, 20, 40, 47

7, 16, 28, 36

Традиции

18, 32, 36, 44, 51

9, 20, 25, 38

Щедрость

33 45 49 52 54

12 18 27 33

Универсализм

1 17 24 26 29 30 35 38

3 8 19 23 29 40

Самостоятельность

5 16 31 41 53

1 11 22 34

Стимуляция

9 25 37

6 15 30

Гедонизм

4 50 57

10 26 37

Достижение

34 39 43 55

4 13 24 32

Власть

3 12 27 46

2 17 39

Безопасность

8 13 15 22 56

5 14 21 31 35

При первичной обработке данных по каждой части Опросника (часть1,часть2) находится средний балл выбранных ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждой из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по-отношению к другим показывает степень важности этого типа ценностных ориентаций для человека. Данные первой и второй части обычно различаются, так как не все ценностные ориентации личности могут реализоваться в поведении из-за ограниченных возможностей данного человека, из-за группового давления, из-за соблюдения определенных традиций, из-за следования определенным образцам поведения. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностных ориентаций устанавливаются их ранговое соотношение (присваивается ранг от 1 до 10, соответственно первый ранг присваивается наиболее высокий средний балл, а 10-самый низкий средний балл). От 1-3 ранг квалифицируется как высокая значимость для человека, 4-6-средняя, 7-10- низкая значимость соответствующих ценностных ориентаций.

Шкала ценностных ориентаций разработана Ш. Шварцем на основе методики М.Рокича. Шварц исследовал ценности разных культур во всем мире и сделал вывод, что существуют базовые ценности во всех культурах, причем они общие, то есть Универсальные ценности, как цели- всеобщие требования человека как жить. Он объединил в 10 типов в соответствии с их целью:

1. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа, это ограничения действий, склонностей, побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим и которые не соответствуют социальным ожиданиям (быть послушным, вежливым, самодисциплинированным и т.д.).

2. Традиции- способ поведения, который может быть символом групповой солидарности и выражается едиными ценностями. Ценности служат гарантией выживания. Традиции часто принимают в форме религиозных обрядов, норм поведения (сдержанность эмоций, спокойствие). Мотивационная цель - уважение традиций, обычаев, принятие и следование этим традициям (уважение, смирение, умеренность).

3. Щедрость - характеризуется благосклонностью, стремлением к благополучию, близкому взаимодействию, к заботе о близких. Цель - сохранение благополучия этих людей.

4. Универсализм. Мотивационная цель - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, и связано с выживанием групп. Для людей психологически зрелых Щедрость и Универсализм на высоком месте.

5. Самостоятельность - заключается в независимости (- цель) мышления, выбора действий, творчества, исследовательской деятельности. Это отражает саморегуляцию.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15


Характеристика и строение характера
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально – динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, в ...

Проблема формирования ценностных ориентаций
Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесоо ...

Инстинкты как движущая сила общества
Фрейд развивался под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, ...