Заключение
Страница 11

К категории относительно устойчивых в исто­рическом времени ценностных ориентации стар­шеклассников можно отнести значимость честно­сти - 4-е место, активной жизни -11-е место, бо­гатства как терминальной ценности - 9-е место. Следует отметить, что они характеризовались "временной" динамикой в результате последст­вий острого экономического кризиса 1998 г., но восстановили свою прежнюю значимость за ко­роткий период.

Подобная особенность ("временная" динамика устойчивых ценностных ориентации в условиях острейшего экономического кризиса) не обнару­живалась в социальной группе студентов. Этот факт можно объяснить тем, что структура их ценностных приоритетов является в большей сте­пени сформированной и, соответственно, более устойчивой, по сравнению с иерархией ценност­ных ориентации учащихся старших классов. Эта особенность проявилась и в том, что структура ценностных ориентации старшеклассников (вы­раженная динамика была характерна для 16-ти ценностей), по сравнению со студентами (дина­мичными были 11 ценностей) оказалась более ди­намичной в условиях после острого социально-экономического кризиса.

ВЫВОДЫ

В целом за последнее десятилетие в ценност­ном сознании молодежи произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от на­правленности на самореализацию и самоутверж­дение к направленности на деловую и экономиче­скую активность, а во-вторых, наблюдалось сме­щение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим.

Однако в 2003 г. в динамике ценностных ори­ентации студентов обнаружен выраженный пово­рот, который коснулся 14 ценностей и характери­зовался некоторым возвращением к структуре, имевшей место в более ранний исторический пе­риод (середине 90-х гг. XX в.). Он связан прежде всего с выявленным возрастанием значимости этических ценностей и некоторым снижением значимости прагматических, поднявшихся доста­точно высоко в иерархии ценностных приорите­тов на рубеже веков (1999-2001 гг.). Нельзя оха­рактеризовать столь масштабным изменением структуру ценностных ориентации старших школьников, хотя можно предположить, что вы­шеуказанная тенденция у них также наметилась. Верность данного предположения подкрепляется и общей готовностью структуры ценностных приоритетов социальной группы старших школь­ников к отсроченным изменениям.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что резкие изменения социально-экономиче­ских условий жизнедеятельности обычно сопро­вождаются значительными преобразованиями структуры ценностных ориентации молодежи. Динамика ценностных приоритетов студентов в условиях после острого социально-экономичес­кого кризиса в обществе (дважды выявленная - в 1994 г. и 1999 г.) связана с переходом от направ­ленности на общение и самоутверждение (характерной для данной возрастной и социальной груп­пы) к направленности на экономическую и дело­вую активность (свойственную не учащимся, а прежде всего работающим социальным группам). Если говорить о ценностном сознании старших школьников, то условия острого экономического кризиса в обществе сопровождаются замещением характерной для данной возрастной группы на­правленности на общение и активную жизнь ори­ентацией на получение образования и сохранение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Исследование также показало, что для динамики ценностных ориентации стар­ших школьников часто характерны долговременность и отсроченный характер последствий соци­ально-экономических кризисов в обществе.

Необходимо отметить наличие у всей учащей­ся молодежи относительно устойчивой подструк­туры жизненных ценностей, которая в наимень­шей степени подвергается изменениям в условиях социально-экономических трансформаций. Эта подструктура условно может быть обозначена как "ядро" ценностного сознания данной социаль­ной группы. Являясь менее жесткой в социальной группе старших школьников, она динамичнее ме­няется в условиях острого кризиса в обществе, од­нако присущие ей ценностные приоритеты могут вскоре вновь становиться прежними, и данный феномен заслуживает особого внимания исследо­вателей. Выявлена и следующая особенность: по­сле острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшекласс­ников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Перед тем как начать, прочтите ценности 1 группы ( от 1-30 ), выберите наиболее важную для Вас и оцените ее важность цифрой. Затем, выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой -1. Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Теоретическое изучение вопроса мотивации достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимной корреляции. Мотив достижения в структуре личности. Мотив достижения как потребность.
Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личности. Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла (W. McDougall), Г. Мюррея (H. Murrey) и Д. Макклелланда (D. McClellan ...

Контрацепция и планирование семьи
Здоровый секс предполагает хорошее знание собственного тела и бережное отношение к нему. Наличие противозачаточных средств и умение ими пользоваться – необходимый элемент сексуальной культуры. Вред здоровью женщины от аборта значителен, а нерожавшие нередко становятся после аборта бесплодными. Многие так называемые «естественные» метод ...

Изучение самоактуализации
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал лю ...