ЗаключениеСтраница 11
К категории относительно устойчивых в историческом времени ценностных ориентации старшеклассников можно отнести значимость честности - 4-е место, активной жизни -11-е место, богатства как терминальной ценности - 9-е место. Следует отметить, что они характеризовались "временной" динамикой в результате последствий острого экономического кризиса 1998 г., но восстановили свою прежнюю значимость за короткий период.
Подобная особенность ("временная" динамика устойчивых ценностных ориентации в условиях острейшего экономического кризиса) не обнаруживалась в социальной группе студентов. Этот факт можно объяснить тем, что структура их ценностных приоритетов является в большей степени сформированной и, соответственно, более устойчивой, по сравнению с иерархией ценностных ориентации учащихся старших классов. Эта особенность проявилась и в том, что структура ценностных ориентации старшеклассников (выраженная динамика была характерна для 16-ти ценностей), по сравнению со студентами (динамичными были 11 ценностей) оказалась более динамичной в условиях после острого социально-экономического кризиса.
ВЫВОДЫ
В целом за последнее десятилетие в ценностном сознании молодежи произошли серьезные изменения: во-первых, состоялся переход от направленности на самореализацию и самоутверждение к направленности на деловую и экономическую активность, а во-вторых, наблюдалось смещение акцентов в ценностных ориентациях: от этических и альтруистических к прагматическим.
Однако в 2003 г. в динамике ценностных ориентации студентов обнаружен выраженный поворот, который коснулся 14 ценностей и характеризовался некоторым возвращением к структуре, имевшей место в более ранний исторический период (середине 90-х гг. XX в.). Он связан прежде всего с выявленным возрастанием значимости этических ценностей и некоторым снижением значимости прагматических, поднявшихся достаточно высоко в иерархии ценностных приоритетов на рубеже веков (1999-2001 гг.). Нельзя охарактеризовать столь масштабным изменением структуру ценностных ориентации старших школьников, хотя можно предположить, что вышеуказанная тенденция у них также наметилась. Верность данного предположения подкрепляется и общей готовностью структуры ценностных приоритетов социальной группы старших школьников к отсроченным изменениям.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что резкие изменения социально-экономических условий жизнедеятельности обычно сопровождаются значительными преобразованиями структуры ценностных ориентации молодежи. Динамика ценностных приоритетов студентов в условиях после острого социально-экономического кризиса в обществе (дважды выявленная - в 1994 г. и 1999 г.) связана с переходом от направленности на общение и самоутверждение (характерной для данной возрастной и социальной группы) к направленности на экономическую и деловую активность (свойственную не учащимся, а прежде всего работающим социальным группам). Если говорить о ценностном сознании старших школьников, то условия острого экономического кризиса в обществе сопровождаются замещением характерной для данной возрастной группы направленности на общение и активную жизнь ориентацией на получение образования и сохранение "жизненного тонуса" (здоровья и уверенности в себе), свойственной более старшим возрастным группам людей. Исследование также показало, что для динамики ценностных ориентации старших школьников часто характерны долговременность и отсроченный характер последствий социально-экономических кризисов в обществе.
Необходимо отметить наличие у всей учащейся молодежи относительно устойчивой подструктуры жизненных ценностей, которая в наименьшей степени подвергается изменениям в условиях социально-экономических трансформаций. Эта подструктура условно может быть обозначена как "ядро" ценностного сознания данной социальной группы. Являясь менее жесткой в социальной группе старших школьников, она динамичнее меняется в условиях острого кризиса в обществе, однако присущие ей ценностные приоритеты могут вскоре вновь становиться прежними, и данный феномен заслуживает особого внимания исследователей. Выявлена и следующая особенность: после острого социально-экономического кризиса структура ценностных ориентации старшеклассников является более динамичной, чем система жизненных ценностей студентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Перед тем как начать, прочтите ценности 1 группы ( от 1-30 ), выберите наиболее важную для Вас и оцените ее важность цифрой. Затем, выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой -1. Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности.
Теоретическое изучение вопроса мотивации достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса
их взаимной корреляции. Мотив достижения в структуре
личности. Мотив достижения как потребность.
Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личности.
Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла (W. McDougall), Г. Мюррея (H. Murrey) и Д. Макклелланда (D. McClellan ...
Контрацепция и планирование семьи
Здоровый секс предполагает хорошее знание собственного тела и бережное отношение к нему.
Наличие противозачаточных средств и умение ими пользоваться – необходимый элемент сексуальной культуры. Вред здоровью женщины от аборта значителен, а нерожавшие нередко становятся после аборта бесплодными. Многие так называемые «естественные» метод ...
Изучение самоактуализации
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал лю ...