Результаты исследования и их интерпритация
Страница 25

2.4. ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам экспериментально-психологического исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей можно сделать выводы:

· Для старшеклассников из неполных семей

наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие».

· Наименее выраженными у подростков из неполных семей

являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», воспитанность».

· У подростков из полных семей

к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей-средств – «рационализм», которая снижается по рангу.

· В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Заметно противоречие: подростки хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. Заметим, что при проведении исследования подростки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

· У старшеклассников в полных семьях

ценности «жизненная мудрость», «свобода», «независимость», «терпимость» занимают высокие ранги в сравнении с показателями старшеклассников из неполных семей

, у последних наиболее значимой является «интересная работа», то есть быть социально успешными. Эти показатели подтверждаются данными, полученными с использованием t- критерия Стьюдента, для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами учащихся из полных и неполных семей. Выявлена положительная корреляционная связь ценностей «жизненная мудрость», «свобода», «независимость и «терпимость».

Они являются более значимыми для подростков из полных семей

. Для учащихся из неполных семей

перечисленные ценности падают по рангу, а ранг «интересная работа» увеличивается.

· По данным математической статистики, полученным с использованием t-критерия Стьюдента, при разделении выборки по половой принадлежности выявлена положительная корреляция между ценностями «любовь» и « уверенность в себе» у мальчиков из полных и неполных семей.

По остальным показателям корреляционных связей не обнаружено. При ориентации на духовную и физическую близость с любимым человеком у мальчиков наблюдается рост уверенности в себе, что дает им состояние внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, таким образом, повышается социальная успешность мальчиков.

· Данные, получены с использованием t-критерия Стьюдента перекликаются с данными, полученными с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Выявлены одинаковые различия по обеим выборкам, в том числе и по половой принадлежности.

Страницы: 20 21 22 23 24 25 26


Профилактика стресса
Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочета ...

Соотнесение понятий характера и личности. Общее и различное в понятии характера и личности
В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разностор ...

Школа психоанализа.
Вследствие нетерпимости З. Фрейда, основателя теории психоанализа, к инакомыслию и иным трактовкам структуры личности, большая часть его учеников и последователей (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Ранк и другие) разорвали отношения с Фрейдом и основали собственные теории и подходы к пониманию личности на основе психоанализа. В связи с этим, не ...