Результаты исследования и их интерпритация
Страница 1

На первом этапе исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей подростков двух групп. Результаты обследования подростков по методике М.Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2., свидетельствуют о следующем:

Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют такие ценности как «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «творчество», и из средств достижения целей: «высокие запросы», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и в других», «рационализм», «широта взглядов», «эффективность в делах». Достаточно высокий ранг занимают «познание» и «развитие». Таким образом, подростки ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации («развитие», «познание», «продуктивная жизнь», «творчество»). Они более требовательны и к себе и другим, для них важны дисциплинированность, умение понять чужую точку зрения, желание уважать иные вкусы, обычаи, привычки, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные и рациональные решения, трудолюбие, продуктивность в работе. Старшеклассники из неполных семей стремятся к переживанию прекрасного в природе и в искусстве, к творческой деятельности и мечтают о счастье других: о благосостоянии, развитии и совершенствовании других людей, всего народа, человечества в целом. Также они нацелены на развлечения. Причиной могут быть возрастные особенности, обстоятельства в семье и другие.

Наименее выраженными у подростков из неполных семей являются такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «честность», «воспитанность». Можно предположить, что трудности, возникающие в социальном взаимодействии подростков связаны, с недостатком правдивости, искренности, «хороших манер».

В Таблицах 1.3.,1.4. представлены данные об уровнях приоритетов подростков из полных и неполных семьей Показатели по двум выборкам свидетельствуют о незначительных различиях в выборе приоритетных ценностей между подростками из двух групп. У подростков из полных семей к вышеперечисленным значимым ценностным ориентациям добавляется ценность «жизненная мудрость» и из целей средств – «рационализм», которая снижается по рангу. Это говорит о том, что помимо направленности на чувство прекрасного, творчество, развлечение и социальную успешность, подростков характеризует выбор ценности, имеющей общечеловеческую значимость, дающую личное счастье, зрелость суждений, здравый смысл, достигаемый жизненным опытом. Их поступками движет жизненная мудрость, а не рациональное, логическое мышление.

В группу наименее выраженных ценностей добавляются «интересная работа», «любовь», «аккуратность», «жизнерадостность», «образованность». Низкий ранг ценности «интересная работа» указывает на несформированность профессиональной направленности учащихся. Заметно противоречие: подростки хотят добиться «продуктивной жизни, но не понимают, как важна для этого образованность. При проведении исследования подростки задавали вопросы: «Что такое любовь?», «Что значит духовная близость?», затруднялись с определением того, насколько выражена у них та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированности абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Темперамент и профессия. Типы темпераментов
Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность - особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность? Зависит это от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений п ...

Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, ...

Общение. Общественные отношения и межличностные отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот р ...