Семья как важнейший институт социализации и один
из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личностиСтраница 4
Исследования фактора семейной дисциплины говорят о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм (Zelkowitz, 1987), (87).
Излишняя снисходительность со стороны родителей ведет к отставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стержня.
Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.
Сверстники оказывают большое влияние на развитие личности подростков, особенно тех, кто имеет максимум возможностей для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Социальные контакты с людьми другой культуры и иного общественно-экономического статуса влияют на моральное развитие (Kohlberg, 1966).
Многочисленные исследования показывают, что формирование независимых моральных суждений чаще происходит у мальчиков, так как родители, как правило, предоставляют им большую свободу, чем девочкам; поэтому у мальчиков намного шире возможности для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Будучи менее самостоятельными, девочки, в свою очередь, отзывчивее, заботливее, чувствительнее к нуждам других. В этом смысле их можно назвать более нравственно зрелыми, поскольку они сосредоточены не на собственной персоне, а на окружающих их людях (Gilligan, 1977; Ornum et al., 1981), (93).
Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...
Старший школьный возраст.
На основе возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.
Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем ...
Последствия инцестного взаимодействия. Понятие травматичной динамики.
Существуют многочисленные, хорошо документально подтвержденные последствия
инцестового и неинцестового злоупотребления ребенком
/4/. Эти последствия могут быть и одномоментными и продолжительными.
Единичные
эффекты проявляются после первых двух лет после происшедшего.
В разных исследованиях приводятся такие цифры: их имеют от 1/4 до ...