Семья как важнейший институт социализации и один
из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личностиСтраница 4
Исследования фактора семейной дисциплины говорят о том, что она оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам; когда между детьми и родителями складываются демократические отношения, а не процветает вседозволенность или деспотизм (Zelkowitz, 1987), (87).
Излишняя снисходительность со стороны родителей ведет к отставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контролировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руководство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стержня.
Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей.
Сверстники оказывают большое влияние на развитие личности подростков, особенно тех, кто имеет максимум возможностей для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Социальные контакты с людьми другой культуры и иного общественно-экономического статуса влияют на моральное развитие (Kohlberg, 1966).
Многочисленные исследования показывают, что формирование независимых моральных суждений чаще происходит у мальчиков, так как родители, как правило, предоставляют им большую свободу, чем девочкам; поэтому у мальчиков намного шире возможности для разнообразных социальных экспериментов вне дома. Будучи менее самостоятельными, девочки, в свою очередь, отзывчивее, заботливее, чувствительнее к нуждам других. В этом смысле их можно назвать более нравственно зрелыми, поскольку они сосредоточены не на собственной персоне, а на окружающих их людях (Gilligan, 1977; Ornum et al., 1981), (93).
Концепция личности С.Л. Рубинштейна (1889-1960)
Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличии от их индивидуальных (личностных) особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зав ...
Основные положения психологии детства. Детство как
психологическая проблема. Исторические и социально-психологические аспекты мира
детства
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. ...
Причины комплекса неполноценности личности
Комплекс неполноценности — термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.
Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда (наряду с К. Г. Юнгом — см. аналитическая психология) и одним из первых отступников от ...