Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Страница 3

Материалы » Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников » Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности

Во многих исследованиях, посвященных социальной значимости семьи, отмечается важная роль родителей в процессе формирования личности ребен­ка. Влияние родителей в период взросления можно считать основным; роди­тели существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей; помогают им понять происходящее, учат состраданию (McDevitt, Lennon, and Kopriva, 1991), (91).

Особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы:

1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.

2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками.

3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.

4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.

5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия (Hoge, Petrillo, and Smith, 1982), (92). Дети, эмоци­онально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязан­ность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Существует целый ряд объяснений зависимости нравственного роста ре­бенка от характера семейной атмосферы. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стре­мятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных поло­жительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враж­дебности и непонимания, «идентифи­цируют себя с агрессором» – и хотя и боятся своих родителей, но перенима­ют их антиобщественные черты. Тео­рия дифференцированных ассоциа­ций (Sutherland, Cressey, 1966), (94), опи­сывает условия, в которых формируются нравственные и преступные каче­ства, а также оценивает, какое влияние на моральное развитие подростка оказывают его взаимоотношения с окружающими – с учетом их приоритет­ности, продолжительности, интенсивности и частоты.

Согласно концепции ролевого моделирования, то, в какой степени ребе­нок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, ин­тенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше време­ни и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и ин­тенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и вза­имное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Од­ностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым свя­зям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского влияния на ребенка, подтвер­ждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего (Parish, 1980), (86).

Страницы: 1 2 3 4


Своеобразие насилия в алкогольной семье. Влияние алкоголя на агрессивность человека.
Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством или стимулятором агрессивных действий. Здравый смысл подсказывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя /2/. Даже жертвы ...

Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье
По методике исследования особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в семье (Дж.Гилфорд, М. Салливен) получены следующие результаты (Приложение 4): Субтест «Истории с завершением» Таблица 1. Показатели выраженности способности к познанию поведения у младших школьников, воспитывающихся в семье (п=20) ...

Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической ф ...