Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Страница 3

Материалы » Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников » Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности

Во многих исследованиях, посвященных социальной значимости семьи, отмечается важная роль родителей в процессе формирования личности ребен­ка. Влияние родителей в период взросления можно считать основным; роди­тели существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей; помогают им понять происходящее, учат состраданию (McDevitt, Lennon, and Kopriva, 1991), (91).

Особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы:

1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.

2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками.

3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.

4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.

5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в семейной атмосфере взаимного уважения и доверия (Hoge, Petrillo, and Smith, 1982), (92). Дети, эмоци­онально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязан­ность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Существует целый ряд объяснений зависимости нравственного роста ре­бенка от характера семейной атмосферы. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стре­мятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных поло­жительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враж­дебности и непонимания, «идентифи­цируют себя с агрессором» – и хотя и боятся своих родителей, но перенима­ют их антиобщественные черты. Тео­рия дифференцированных ассоциа­ций (Sutherland, Cressey, 1966), (94), опи­сывает условия, в которых формируются нравственные и преступные каче­ства, а также оценивает, какое влияние на моральное развитие подростка оказывают его взаимоотношения с окружающими – с учетом их приоритет­ности, продолжительности, интенсивности и частоты.

Согласно концепции ролевого моделирования, то, в какой степени ребе­нок идентифицирует себя с одним из родителей, зависит от частоты, ин­тенсивности и близости их общения. Для сына, проводящего больше време­ни и активно взаимодействующего с отцом, влияние последнего, вероятнее всего, окажется решающим. Аналогично, девочка, которой ближе общество матери, скорее идентифицирует себя именно с ней. Благодаря частому и ин­тенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и вза­имное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Од­ностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым свя­зям и меньшему научению подростка. Таким образом, очень важна открытость отношений родителей и детей. Исследования феномена приходящего отца, оказывающего минимум необходимого мужского влияния на ребенка, подтвер­ждают, что отсутствие личного примера весьма неблагоприятно сказывается на нравственном формировании последнего (Parish, 1980), (86).

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендации родителям и воспитателям по развитию волевых качеств у старших дошкольников
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых чле ...

Теоретические основы игровой зависимости. Понятие, сущность, виды игровой зависимости
Борьба с игровой зависимостью и отрицательное отношение к ней имеет давнюю историю. Более двух тысяч лет назад, древнегреческий философ Демокрит говорил - "Тот, кто никак не может противостоять соблазнам денег, никогда не будет счастлив". Более близкий нам по времени и по менталитету царь Пётр I карты не любил, но относился к ...

Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической ф ...