Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности
Страница 1

Материалы » Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников » Семья как важнейший институт социализации и один из факторов формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодей­ствия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важней­ших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности, одним из факторов формирования ценностных ориентаций ребенка. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жиз­ненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального науче­ния также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенно­стей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посред­ством особенного механизма социального научения, который называется викарным научением. Викарное научения связано с усвоением социаль­ного опыта за счет наблюдения научения других (8).

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим резуль­таты одного из них (Д.Баумринд). В процессе исследования было выде­лено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отме­чался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу обра­зовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель Ш).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости - это оказание родителями давления на ре­бенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Обще­ние - это использование родителями убеждения, для того чтобы добить­ся от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность выражалась в том, насколько родители про­являют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему (15).

Рассмотрим особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения

Модель поведения

I

.

Страницы: 1 2 3 4


Проблема детской креативности в отечественных и зарубежных исследованиях. Сущность детской креативности
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решен ...

Стратегии построения успешной карьеры работников Российских государственных организаций
Учеными РАГС были проведены исследования успешности карьеры государственных служащих. В результате исследований выявлено, что опти- мально выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет госслужащему найти свое место в структуре управления, стимулирует его к более полному раскрытию профессионального, де ...

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Биографические сведения
Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. В детстве он чувствовал себя одиноким и несчастным, эмоционально отверженным родителями и сверстниками. Позже он писал, что «вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» Получил психологическое образование в Университете Висконсина. Здесь же защитил докторскую диссертацию, изучая с ...