Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника
Страница 5

Что показал опрос? Почти 80% респондентов указали, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% в качестве жизненного материала называют возможность "жить беззаботно, развлекаться". Среди устремлений молодых преобладает желание "иметь хорошее здоровье" (83%), "делать всегда то, что хочется" (71%), "быть очень хорошо материально обеспеченным" (59%). Исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 44,8% - в удовлетворенности своей работой (78).

Ухудшение материального благосостояния народа и резкое на этом фоне обогащение отдельных групп населения не могли не отразиться на ценностно-трудовых ориентациях молодежи. Около 80% респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально обеспечены. Около 50-60% подростков и молодых людей связывают мотивацию трудовой деятельности исключительно с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе и противозаконными.

Все вышесказанное свидетельствует об угрозе в перспективе получить потерянное поколение. Таким образом, мы можем проследить, как изменяются мотивационно-ценностные ориентации учащихся в период перехода к иной модели общества. Это можно связать с тем, что представления несовершеннолетних о морали и праве, в силу целого ряда причин, в том числе и юного возраста, находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому, нарастающие общественные противоречия сказываются на мотивационной сфере учащихся и ведут к изменению их ценностных ориентаций (51).

Киприяновой Е. было проведено исследование ценностных ориентаций, лицей №11 города Москвы (33). Старшеклассники проранжировали факторы, влияющие на их личностное развитие по степени их влияния в следующем порядке: 1) семья, 2) личность (субъективная самость), 3) среда, 4) лицей. Полученные данные свидетельствуют о том, что процесс социализации наряду с влиянием стихийных факторов может и должен быть целенаправленным. Образование – целенаправленная социализация, а социализация, в свою очередь, ценностное образование.

Обращаясь к результату, цели и ценности педагогического труда выпускнику образовательного учреждения Киприяновой была разработана анкета старшеклассника, направленная на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций, жизненных планов, мотивов, потребностей. Обнаружилось, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие ценности: "получить хорошее образование", "иметь интересную профессию", "активно продвигаться в избранном деле" (55%), "обеспечить себя материально", "добиться финансовой независимости", "положения в обществе" (25%), "быть свободным", "стать лучше", "жить в гармонии с миром", "принести пользу людям" (15%). Содержание и распределение целей по ранговым местам: на первом месте деловые цели, ориентированные на познание и выбор профессии; на втором - цели, ориентированные на личный, скорее материальный успех; на третьем - общественные цели философско-рефлексивного характера.

Данные, полученные Киприяновой, расходятся со среднероссийскими данными Т.П. Гуриной, которая, исследуя ценностные ориентации двух тысяч российских школьников, указала, что самый высокий ранг занимает показатель "обеспечить себя материально"(28).

Таким образом, для лицеистов характерно стремление к самоутверждению, желание быть признанными окружающими, которые остаются для старшеклассников весьма значимыми мотивациями деятельности. Мысль о выгодном самоопределение во взрослой жизни, о необходимости подготовки к ней заняла главное место в сознании выпускников. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Духовную жизнь молодежь пытается строить на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение между людьми. Это надежные и вечные ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7