Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника
Страница 4

В конце 80-х годов исследованиями ценностных ориентаций занимался доктор С. Шварц, профессор факультета психологии Иерусалимского университета. Он утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это тип мотивации в котором они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, - те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия) как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в трудах разных ученых он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность (27). Результаты более поздних исследований подтверждали эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) - консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) - акцент на себя (власть и достижение). Поскольку типы ценностей формируют интегральную мотивационную структуру, Шварц в дальнейшем постулировал, что типы ценностей, как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и так далее).

Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым может быть проведено сравнение разных социальных групп. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие - нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа (80).

Целью исследования, проведенного лабораторией факультета педагогики и социальной психологии Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ) среди учащихся школ города Владимира было изучение потребностей, целей, интересов, ценностей, идеалов, которые являются ведущими компонентами мотивационной сферы личности. Настоящее исследование является составной частью общей работы лаборатории, основное содержание которой диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с дивиантным поведением. Выбор же контингента учащейся молодежи без отклонений в поведении в качестве объекта опроса не случаен. Известно, что мотивационное поведение, в том числе и отклоняющееся, есть результат действия двух факторов - личностного и ситуационного. Личностными причинами дивиантного поведения являются особенности мотивационно-ценностных ориентаций подростков, в свою очередь задаваемые средой и ближайшим окружением. Говоря о мотивационной сфере учащихся, ученые исходят из понятия о нормативных ценностных установках, принимаемых обществом за основу при целенаправленном действии на формирующуюся личность в системе воспитания. Эти установки, существующие в той среде, где происходит процесс социализации личности, являются важнейшим социально-психологическим фактором, играющим решающую роль в формировании нормативной нравственной ее направленности. Следовательно, характеристика мотивационной сферы подростков может быть дана лишь на фоне анализа общих мотивационных диспозиций, существующих в подростково-юношеской среде (4).

Основной задачей является диагностика морально-нравственных установок, на фоне которых происходит генезис и развитие механизма поведения учащихся. В ходе исследования, носящего локальный характер, было опрошено в 1997 году 180 учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Чтобы выявить изменения мотивационной сферы современной учащейся молодежи, было решено привлечь результаты исследований мотивационной сферы той же категории молодежи, проведенных разными авторами в конце 70-х годов, то есть в период, предшествовавший началу социально-экономических реформ в России. Учеными использовалась анкета, в которую наряду с прямыми вопросами о цели жизни, жизненных планах, идеалах, стремлениях, увлечениях были включены вопросы косвенные, которые, как известно, дают наиболее объективный материал: "Какое желание ты загадал бы золотой рыбке?"; "Что бы ты сделал, если бы стал волшебником?"; "Какой подарок ты хотел бы получить?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психодиагностическое исследование гендерных различий переживания кризиса середины жизни. Подбор и разработка психодиагностических методик для исследования гендерных различий переживания кризиса сере
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни. Цель исследования: выявить гендерные различия переживания кризиса середины жизни. На основании выводов из первой главы мы определили следующие задачи практического исследования: 1. Провести диагностику деп ...

Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляе ...

Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения ...