Структура и динамика ценностных ориентаций
Страница 3

Материалы » Специфика ценностных ориентаций неженатых мужчин » Структура и динамика ценностных ориентаций

Личностные ценности, определяющие поведение в случаях, когда индивид имеет веер возможностей, выступают функционально автономными, по отношению к потребностям источникам смыслообразования. Ценности формируются как идеалы, то есть модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности. Связь ценностных ориентаций с социальными установками (аттитюдами) имеет большую историю и проработана очень подробно (Шихирев 1973, Ядов 1974, Ковальчук 1977; Надирашвили 1978; Thurstone 1930;). Их динамичность: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способности угасать и воспроизводиться вновь исследуется в работах В.Г.Асеева. Отмечается ведущая роль ценностных ориентаций при формировании и развитии динамических процессов сознания (Анцыферова 1992; Кравченко). Важные идеи о динамике сознания разработаны в трудах А.Бергсона (1914). Основой психической жизни он считает живую, непрерывную, постоянно изменяющуюся текучесть психической реальности. Эта текучесть выступает как поток «тесно проникающих друг в друга образов», как смена чувств, образующая «несмолкаемую мелодию нашей внутренней жизни», как переход друг в друга психических состояний, из которых каждое содержит в себе предшествующее ему и подготавливает следующее за ним. По аналогии с А.Бергсоном, утверждавшим, что в форме текучести психических состояний совершается непрерывное изменение личности, ибо «всякое психическое состояние отражает личность в целом», можно говорить об отражении в психическом состоянии сознания и, следовательно, о непрерывном, текучем изменении сознания, «потоке сознания».[17]Выдвигая положение о непрерывности сознания, о «сплошности» личности, которая все время сознает свою непрерывность с некоторыми частями прошедшего, в качестве «единственно правильного психологического метода» Джемс предлагал анализ цельных, конкретных состояний сознания, сменяющих друг друга». Процессуальный подход к анализу психики и сознания, разработанный С.Л.Рубинштейном и его последователями, оказался достаточно плодотворным для изучения не только осознаваемых в явном виде механизмов (например, решение интеллектуальных задач), но и более глубинных личностных структур, развития мотивации, самооценки и прочих “тонких движений души” (Рубинштейн 1946; Брушлинский 1983; 1988; Абульханова-Славская, Брушлинский 1989). Осознание, эксплицирование базисных ценностных установок, объективация их в ценностные ориентации снимает барьеры между актуальным и потенциальным, способствует расширению, усложнению категориальной структуры сознания. На уровнях зрелого сознания эта динамика воплощается в упорядочивании и переупорядочивании своего внутреннего мира.

Исторически понятие «ценностные ориентации» личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единство когнитивных и аффективных процессов. Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. В то же время в силу того, что ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Под ценностными ориентациями понимаются: цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм, установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества, конкретное отношение к окружающей среде, нравственность личности, «детерминанты принятия решения»[18], «сложные обобщенные системы ценностных представлений»[19], «основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей».[20] В результате феноменология ценностных ориентаций представляется все более расплывчатой. Особенно остро эта проблема встает в области изучения мотивации, где наряду с ценностными ориентациями параллельно используют такие понятия, как мотивы, потребности, установки, цели, интересы, представления и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ проблемы. Понятие конфликта и его социальная роль
Я не могу припомнить ни одного аспекта межличностного взаимодействия, о котором человек не был бы приучен тревожиться. Гарри Стак Салливан. В своей жизни я испытал множество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле. Марк Твен. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или боле ...

Понятие конфликта
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализаци ...

Экзистенциаьные потребности человека
По убеждению Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода — без ...